Проекты - E-Government

Программа Правительства Кыргызской Республики по внедрению «электронного правительства»

Приложение 1

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 17 ноября 2014 года № 651

 

 

 

Программа

Правительства Кыргызской Республики по внедрению электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014-2017 годы

 

1. Актуальность разработки Программы

Программа Правительства Кыргызской Республики по внедрению электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014-2017 годы (далее - Программа) разработана с учетом требований Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (далее – НСУР) в целях кардинального улучшения использования информационно-коммуникационных технологий в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики для повышения эффективности их деятельности, открытости и расширения спектра предоставляемых электронных услуг, эффективного и менее затратного администрирования, совершенствования демократии и повышения ответственности власти перед народом.

Устранение коррупциогенных факторов в системе управления государством, создание условий для беспрепятственного и своевременного получения гражданами качественных услуг, а также необходимой для этого информации, является важнейшей задачей Программы.

Уровень коррупции будет снижен за счет минимизации посещения гражданами органов государственного управления и местного самоуправления, с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

В настоящей Программе под термином «электронное управление» понимается совокупность всех аспектов использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления – административных, организационных, материально-технических, программно-технологических, информационно-коммуникационных, нормативных правовых, образовательных, человеческих, финансово-экономических, политических. Схожий термин «электронное правительство» акцентирует внимание в большей степени на автоматизации административных функций и процедур, известных как «электронная администрация» и в меньшей степени затрагивает вопросы политики, демократичности и этики управленческих практик. В этом контексте понятие «электронное правительство» является частью более широкого термина «электронное управление».

Программа основывается на целях НСУР. В частности, учитываются решения Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики от 14 мая 2013 года и Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года № 215, в соответствии с которыми Правительству Кыргызской Республики даны поручения, предусматривающие использование информационно-коммуникационных технологий в работе государственных органов. Учтен опыт реализации Национальной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики», утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 10 марта 2002 года № 54, и Программы развития информационно-коммуникационных технологий в Кыргызской Республике, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 ноября 2001 года № 697 (в редакции постановления Правительства Кыргызской Республики от 11 августа 2006 года № 573).

Программа также использует опыт других стран в подготовке и реализации стратегических документов в области электронного управления.

Достижение целей Программы будет осуществлено в 3 этапа - подготовительный (2014 год), переходный (2015 год) и эксплуатационный (2016-2017 годы).

В Программе сформулированы целевые задания по семи приоритетным направлениям развития электронного управления в Кыргызской Республике на период 2014-2017 годов. Каждое целевое задание поддерживается рядом стратегических мероприятий.

2. Анализ современного состояния

НСУР определяет основные приоритеты развития государственного управления. Отмечается, что анализ осуществленных ранее мер по реформированию государственных органов свидетельствует не только о недостаточности усилий по приведению их деятельности в соответствие с требованиями правового государства, но также о неадекватных и несистемных подходах к самой реформе. Изменения заключались не в реформировании деятельности министерств и ведомств, а преимущественно в придании им нового вида при старом содержании. Проводился функциональный анализ, менялось количество госорганов, но не происходило ощутимого повышения качества их работы по управлению процессами социально-экономического развития.

НСУР ставит задачу восстановить доверие граждан к государственным органам исполнительной власти путем модернизации работы государственного аппарата. Предполагается усилить его профессионализм и ответственность, повысить качество оказания государственных услуг гражданам и бизнес-сообществу Кыргызстана, преодолеть коррупцию в государственном управлении за счет обеспечения полноценной прозрачности органов государственного управления, включая укрепление взаимодействия власти с гражданским обществом. Предусматривается активно использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения этих целей.

В частности, НСУР предусматривает проведение единой государственной политики в области связи и инфокоммуникационных технологий, а также обеспечение единства информационного пространства и эффективного использования инфокоммуникационной инфраструктуры. Запланирован также ряд мер, направленных на развитие и модернизацию электронного управления для эффективного и менее затратного администрирования, совершенствования демократии и повышения ответственности власти перед народом.

Анализ состояния дел в области электронного управления Кыргызской Республики свидетельствует о необходимости совершенствования соответствующей государственной политики. В сфере законодательства Кыргызской Республики на протяжении длительного времени формировалась нормативная правовая база в области электросвязи, информатизации и информационно-коммуникационных технологий. Существует более чем 100 нормативных правовых актов, определяющих использование информационно-коммуникационных технологий в обществе и управлении. Вместе с тем, действующая нормативная правовая база требует усовершенствования в целях гармонизации с лучшей международной практикой и применяемыми подходами к нормативным правовым актам. Также необходима разработка нормативных правовых актов в сфере межведомственного взаимодействия и совместимости. Кроме того, требуется существенный пересмотр действующей нормативной правовой базы в новых условиях путем ее упрощения и консолидации, включая отмену устаревших нормативных правовых актов и принятия новых нормативных правовых актов, не только отвечающих текущей ситуации, но и отражающих перспективу.

Действующие нормативные правовые акты не отражают ясно сформулированные технические стандарты и единую политику, которые должны определять процессы электронного межведомственного взаимодействия. Такое положение дел является препятствием в дальнейшем внедрении и развитии электронного управления более быстрыми темпами.

В сфере инфраструктуры электронного управления в настоящее время в стране имеется множество (порядка 145) разнородных и, как правило, автономно сформированных и функционирующих государственных информационных систем в 40 ведомствах и организациях.

Интегрирование информационных систем государственных органов, а также создание специализированных электронных регламентов, описывающих структуру (архитектуру) правительственных учреждений, протекающие в них бизнес-процессы, а также принципы межведомственного информационного взаимодействия являются обязательным элементом «электронного управления». Существующие информационные системы реализовывались узковедомственно, в разное время, на разном уровне и с использованием самых разнообразных технологий, главное - без единых подходов. В результате чего усложнился процесс автоматизированного обмена информацией между государственными органами. В основном это – базы данных, системы электронного документооборота, бухгалтерского и кадрового учета.

Простая технологическая модернизация является недостаточным условием для создания эффективного «электронного управления». Необходима системообразующая инфраструктура, которая должна включать в себя совместимые (интегрированные) информационные системы (прикладные государственные информационные системы), упорядоченные потоки данных и правил, регулирующие работу государственных органов, особенно при осуществлении межведомственных проектов. В то же время между некоторыми базами данных осуществляется обмен информацией и данными, а также требуется совершенствование единой общегосударственной концепции взаимодействия государственных информационных систем. Таким образом, отсутствует межсистемная совместимость, не только электронная (техническая), но и организационно-информационная.

Не существует также реализованных на практике общих для всех государственных информационных систем инфраструктурных, платформенных и программных сервисов. Наличие таких сервисов позволяет архитектурно обеспечить создание эффективной системы межведомственного электронного взаимодействия и совместимости и оказывать на этой основе электронные услуги для конечных пользователей. Отсутствуют модели и сценарии реорганизации и оцифровки внутренних бизнес-процессов и регламентов. Все это сдерживает предоставление интерактивных электронных услуг даже в тех секторах, которые не требуют глубокой реорганизации внутриведомственных регламентов и рабочих информационных потоков.

В сфере финансирования электронного управления, как показывает предварительный анализ имеющихся данных по всем расходам на проекты в области информационно-коммуникационных технологий в органах государственного управления Кыргызской Республики (по состоянию на конец октября 2013 года), за последние четыре года было вложено порядка двух миллиардов сомов (что эквивалентно почти  50 миллионам долларов США). Тот факт, что только 15 % этой суммы приходится на бюджетные средства, говорит не только о слабой координации деятельности внешних доноров в финансирования сферы информационно-коммуникационных технологий, но и   указывает   на   малый   объем  финансирования в данной   сфере, с учетом бюджетных ограничений. Кроме того, необходимо усилить роль Правительства Кыргызской Республики в стратегическом управлении этой областью на общегосударственном уровне.

В среднем, по предварительным данным, итоговая стоимость владения одной созданной комплексной информационной системой достигает одного и более миллиона долларов США. При этом, общие кумулятивные затраты повышаются в 2-3 и более раз за счет необходимости самостоятельно обеспечить полноценное функционирование всей системы жизнеобеспечения государственных информационных систем при отсутствии общих межведомственных систем поддержки и сопровождения.

Вместе с тем, как свидетельствует международный опыт, показатель совокупной стоимости владения может быть многократно снижен в средне- и долгосрочной перспективе. Это означает, что государство получает значительную выгоду с точки зрения сокращения расходов по созданию и эксплуатации общегосударственных информационных систем. Глубокая интеграция на уровне базовой архитектуры информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий дает возможность сформировать общие внутренние сервисы и, таким образом, значительно упростить предоставление услуг конечному пользователю. Использование показателя совокупной стоимости владения позволяет стандартизировать структуру расходов, связанных с формированием государственных информационных систем и способствует выявлению возможностей более эффективного использования затрачиваемых финансовых средств.

Необходимо усилить системную работу в сфере координации электронных услуг. Основное внимание уделяется оптимизации всех существующих услуг и функций, количество которых до недавнего времени составляло более 20 тысяч. Подавляющее большинство таких услуг было сокращено, как не имеющих прямого отношения к обслуживанию граждан и бизнес-сообщества, либо отражающих неактуальные в современном контексте административные функции и процедуры. В ходе анализа было выявлено, что утвержденные и предоставляемые услуги не классифицируются или рассматриваются как электронные услуги. В нормативных правовых актах есть только определение возможности предоставления документов и информации в электронном формате. В основном государственные органы и органы местного самоуправления и муниципальных органов применяют бумажный формат при предоставлении документов и информации. Вместе с тем, в некоторых ведомствах и учреждениях данный процесс автоматизирован и осуществляется через официальные сайты с разной степенью развития.

Проблемой в сфере кадрового потенциала также является отсутствие  обязательных для всех государственных органов единых требований к информационной безопасности, включая обучение руководителей подразделений и всего задействованного в оказании государственных и муниципальных услуг в электронном формате персонала принципам и технологиям защиты конфиденциальной информации. В связи с нехваткой сотрудников с профильным образованием в области информационно-коммуникационных технологий, в некоторых государственных органах отсутствуют подразделения в сфере информационных технологий или подведомственные организации, ответственные за информационно-коммуникационные технологии. Такие факторы могут иметь отрицательный эффект в случае внедрения электронного управления. Для выполнения задач Программы необходимо, соответственно, на уровне ведомств и организаций, учитывая специфику их деятельности, дополнять профессиональные знания и умения компетенциями, свойственными эффективному применению принципов электронного управления.

Действующая в стране нормативная правовая база обеспечивает минимально необходимые условия развития электронного управления, но требует усовершенствования для реализации потенциала информационно-коммуникационных технологий в практике государственного управления в полной мере, как этого требует НСУР. Например, прозрачность в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления может получить дополнительный импульс в случае гармонизации законодательства с лучшими мировыми практиками. Такая возможность может появиться в случае присоединения страны к Международному партнерству «Открытое правительство», новой межгосударственной инициативе глобального характера. Признание декларации Международного партнерства означает принятие и выполнение обязательств по увеличению объемов предоставляемой информации о деятельности органов управления, расширению сотрудничества с гражданским обществом, внедрению повышенных профессиональных стандартов в работу управленческого аппарата и государственных служащих, улучшению доступа к новым технологиям, открытости и подотчетности. Участие Кыргызской Республики в работе Международного партнерства будет содействовать модернизации нормативной правовой базы и ее правоприменения по всем направлениям государственного управления и местного самоуправления.

 

3. Принципы Программы

Главным принципом внедрения электронного управления в Кыргызской Республике является фокус внимания к интересам граждан и бизнес-сообщества. Другими важными принципами являются:

1. Уменьшение административной нагрузки на граждан и бизнес-сообщество в их взаимоотношениях с государством на всех уровнях.

2. Предоставление наиболее полезных электронных услуг для граждан и бизнеса-сообщества.

3. Создание новых интерактивных механизмов гражданского контроля и участия в процедурах выработки решений органами управления.

4. Экономия финансовых средств за счет консолидации ресурсов и коренной реорганизации внутренних бизнес-процессов  на основе общих для всех органов управления решений в сфере информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий.

5. Максимальное использование современных технологических инноваций (например, «облачных вычислений»).

6. Вовлечение всех заинтересованных сторон  на партнерской основе, включая бизнес-сообщество и гражданское общество.

 

4. Цели и приоритетные направления Программы

 

Главные цели Программы состоят в переходе к более эффективной, ориентированной на людей, открытой и демократической системе управления на основе широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий в интересах реализации НСУР; в содействии в глубокой реформе органов государственного управления и органов местного самоуправления на основе внедрения сервисов «электронного правительства»; в осуществлении всесторонней оцифровки всей системы публичного управления на центральном, региональном и местном уровнях путем создания нового поколения интерактивных электронных услуг для граждан и бизнеса в интересах удовлетворения их фундаментальных жизненных потребностей. Достижения главной цели Программы будут обеспечиваться выполнением взаимосвязанных целевых заданий по семи приоритетным направлениям.

 

Приоритетные направления достижения цели Программы:

1. Нормативная правовая база. Модернизировать нормативную правовую  базу, обеспечивающую реализацию и защиту конституционных прав граждан при внедрении информационно-коммуникационных технологий в государственное управление и местное самоуправление.

2. Архитектура в сфере информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий. Сформировать общегосударственную систему электронного управления с едиными инфраструктурными, платформенными и программными сервисами.

3. Финансовая и экономическая эффективность. Обеспечить значительную экономию финансовых средств и оптимизацию инвестиций, вкладываемых в реализацию проектов в сфере информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении и местном самоуправлении. Повышение на этой основе экономической и финансовой эффективности  государственных информационных систем и ресурсов.

4. Электронные услуги. Ускорить предоставление  качественных, доступных и удобных в использовании интерактивных электронных услуг в целях удовлетворения жизненно важных потребностей граждан и бизнес-сообщества.

5. Кадровый потенциал и цифровая грамотность. Способствовать значительному повышению кадрового потенциала государственных и муниципальных служащих на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления, а также росту информированности населения об электронных услугах.

6. Открытость и участие граждан. Значительно повысить уровень открытости и подотчетности органов государственной власти и местного самоуправления за счет реального расширения возможностей граждан получать информацию и участвовать в процедурах выработки решений  через информационно-коммуникационные технологии, включая проведение общественных консультаций в сети Интернет.

7. Управление и координация. Обеспечить целенаправленную реализацию Программы через создание эффективных институтов и механизмов управления и межведомственной координации.

 

5. Основные задачи

Приоритетные направления достижения цели Программы внедрения электронного управления в Кыргызской Республике предусматривают следующие задачи:

1. В целях гармонизации и консолидации совершенствовать существующие нормативные правовые акты и разработать новые:

- проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 28 декабря 2006 года № 213»;

- проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 17 июля 2004 года № 92»;

- проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об уполномоченном государственном  органе Кыргызской Республики в сфере контроля и защиты прав субъектов персональных данных»;

- другие нормативные правовые акты.

2. Для формирования централизованно управляемой системы электронного управления и создания единой электронной инфраструктуры во всех государственных органах и органах местного самоуправления внедрить следующие разработанные информационные технологии и информационно-коммуникационные технологии:

- система межведомственного электронного взаимодействия;

- защищенные волоконно-оптические линии, для связи с областными центрами и соседними странами;

- Центр обработки данных.

3. Сформировать источники финансирования Программы электронного управления и внедрить комплексные системы оценки финансовой и экономической эффективности и системы финансового аудита информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий:

- финансирование в пределах выделенных бюджетных средств, а также за счет международных донорских организаций, приглашенных к партнерству;

- финансово-экономическая оценка эффективности проектов в сфере информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий, включая менеджмент в сфере информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий;

- проведение финансового аудита информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий.

4. Оцифровать сформированный приоритетный, с определенным форматом и каналом предоставления, перечень электронных услуг:

- список государственных и муниципальных услуг, подлежащих первоочередной автоматизации на основе общих сервисов электронного управления;

- онлайновая интерактивность электронных услуг;

- государственный портал электронных услуг.

5. Повысить квалификацию государственных и  муниципальных служащих по системе обучения основам электронного управления и управления проектами в сфере информационно-коммуникационных технологий. Повысить уровень охвата и уровень осведомленности широких масс путем внедрения программы обучения цифровой грамотности:

- повышение квалификации служащих как за счет электронных средств обучения, так и за счет зарубежных стажировок;

- Программа обучения населения цифровой грамотности в сельской местности, небольших городах и отдаленных районах.

6. Реализовать технологию открытого и подотчетного управления для повышения уровня общественного участия граждан в функционировании государства и процессе принятия политических решений:

- совершенствование механизмов и процедур публичного обсуждения законопроектов в сети Интернет;

- веб-сайты всех органов государственного управления и большинства органов местного самоуправления должны содержать в главном меню ссылки на разделы, касающиеся предоставляемой информации, проведения общественных консультаций в сети Интернет, участия населения в процедурах принятии решений;

- оценка эффективности реализации инициатив в области открытости и подотчетности, включая оценку степени удовлетворенности граждан и сотрудников государственных органов результатами таких инициатив (на примере разных регионов Кыргызской Республики).

7. Обеспечить полную поддержку реализации и координирования Программы электронного управления на всех уровнях системы государственного управления:

- формирование механизма межведомственной координации по внедрению Программы на общегосударственном уровне;

- утверждение индивидуальных планов всех государственных  органов в поддержку реализации Программы; рекомендации по составлению форм отчетности об исполнении планов, на ежеквартальной основе;

- назначение технического оператора инфраструктуры информационных технологий и информационных коммуникационных технологий в сфере электронного управления.

По каждому приоритетному направлению сформулированы мероприятия, составляющие основу Плана мероприятий по реализации Программы.

6. Управление реализацией Программы

6.1. Этапы реализации

Реализация Программы будет проходить в три основных этапа. Этапы реализации Программы не являются фиксированными и на практике будут пересекаться в зависимости от конкретной ситуации и реальных потребностей. Тем не менее, определенная этапность необходима для лучшей координации Программы и более рационального распределения ресурсов.

На первом этапе - в 2014 году следует провести подготовительные мероприятия организационного и управленческого характера. Предлагается внести изменения в положение о юридическом статусе Государственного центра электронного управления (далее - ГЦЭУ), необходимые для выполнения функций по межведомственной координации реализации Программы со стороны Правительства Кыргызской Республики, с наделением соответствующими полномочиями, включая возможность прямого исполнения отдельных мероприятий Плана мероприятий Программы; укрепить кадровый потенциал ГЦЭУ и оптимизировать его структуру в соответствии с новыми функциональными обязанностями. ГЦЭУ будет ответственным за создание и обеспечение работоспособности создаваемого Совета государственных руководителей по информатизации и координации, в состав которого войдут представители государственных органов (министерств, государственных комитетов, административных ведомств). Состав Совета государственных руководителей по информатизации и координации должен быть утвержден распоряжением Правительства Кыргызской Республики.

Совет государственных руководителей по информатизации и координации сформирует профильные экспертные рабочие группы, которые подготовят проекты «дорожных карт» по ключевым направлениям реализации Программы и разработают рекомендации по формулированию предложений по разработке внутренних планов органов государственного управления и местного самоуправления в поддержку реализации мероприятий Программы. На основании утвержденных «дорожных карт» все органы государственного управления и органы местного самоуправления разработают свои внутренние планы действий на весь период реализации Программы, с возможностью ежегодной корректировки. «Дорожные карты» органов управления будут утверждаться на основании внутренних приказов после одобрения Советом государственных руководителей по информатизации и координации и ГЦЭУ. Детали процедуры должны быть разработаны и утверждены последним. Работа ГЦЭУ, Совета государственных руководителей по информатизации и координации и экспертных рабочих групп будет максимально открытой с привлечением международных экспертов с учетом мирового опыта.

Второй этап охватит 2015 год и будет являться переходным к полномасштабной реализации мероприятий по формированию новой нормативной правовой базы электронного управления и создания общих сервисов. На этом этапе, в частности, следует завершить формирование всего пакета предложений по внесению изменений в существующее законодательство и подготовке новых нормативных правовых актов. Последнее включает также разработку ключевых документов по межсистемной совместимости для создания эффективной системы межведомственного взаимодействия в техническом, организационном, правовом и информационном плане. Будет начата процедура утверждения проектов разработанных нормативных правовых актов.

На третьем этапе - 2016-2017 годы предусматривается принятие всех необходимых нормативных правовых актов и введение в эксплуатацию (включая опытную фазу) общих инфраструктурных, платформенных и программных сервисов, а также завершение формирования базовых реестров и объединение существующих баз данных для развертывания запланированных приоритетных электронных услуг для граждан и бизнес-сообщества. Широко будут использоваться беспроводные средства связи и разрабатываться приложения для оказания электронных услуг через мобильные устройства. Третий этап станет основным для массового обучения цифровой грамотности как сотрудников органов государственного управления и местного самоуправления, так и широких слоев населения. В начале 2017 года будет осуществлена завершающая фаза ежегодно проводимого мониторинга исполнения Программы и подготовлен соответствующий отчет. Последний включит результаты опроса конечных пользователей для определения отношения граждан и бизнес-сообщества, а также сотрудников органов государственного управления и местного самоуправления к предоставляемым электронным услугам. К концу 2017 года необходимо  разработать для обсуждения проект Программы на последующий период - 2018-2020 годов.

6.2. Структура и институты управления

Общее управление и контроль реализации Программы будет осуществлять ГЦЭУ как секретариат Совета по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики, в тесном сотрудничестве со всеми государственными органами и неправительственными организациями.

Ключевую координирующую роль в реализации Программы будут играть Совет государственных руководителей по информатизации и координации и ГЦЭУ. Совет государственных руководителей по информатизации и координации обеспечит поиск и обоснование наилучших технических решений, а также подготовку и последующее исполнение внутренних планов («дорожных карт») реализации Программы. Совет государственных руководителей по информатизации и координации, представляющий интересы всех государственных органов, будет гарантией коллегиальности и приемлемости предлагаемых решений. Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления делегируют в состав Совета государственных руководителей по информатизации и координации двух представителей, а именно:

(а) менеджеры в сфере информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий, т.е. должностные лица ответственные за техническую сторону внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственного управления;

(б) координаторы реализации Программы, т.е. статс-секретари/заместители министров, уполномоченные приказами министров и ответственные за подготовку и реализацию внутренних планов в поддержку реализации Программы. По мере необходимости будут делегированы дополнительные специалисты в профильные экспертные рабочие группы.

На основе рекомендаций Совета по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики определит и назначит технического оператора электронного управления, которым станет организация, уполномоченная Правительством Кыргызской Республики в целях создания и эксплуатации инфраструктуры информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий в сфере электронного управления. ГЦЭУ обеспечит функцию управления реализацией Программы в целом, включая межведомственную координацию совместно с техническим оператором с целью обеспечения общегосударственных интересов, а также будет реализовывать отдельные мероприятия Программы в сотрудничестве с органами государственного управления и местного самоуправления и оказывать им практическое содействие в исполнении внутренних планов, подготовленных в поддержку реализации Программы, по линии своих ведомств.

ГЦЭУ будет основной  структурой, ответственной за международное сотрудничество и сможет в этом качестве исполнять совместные проекты с отдельными партнерами по развитию. Круг ключевых полномочий ГЦЭУ также будет включать подготовку проектов решений для дальнейшего рассмотрения и принятия Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики на основании рекомендаций, выработанных Советом государственных руководителей по информатизации и координации и профильными экспертными рабочими группами.    

Руководители органов исполнительной власти несут персональную ответственность за реализацию своих внутренних планов по поддержке реализации Программы на ведомственном уровне и будут представлять в ГЦЭУ информацию о ходе их реализации через координаторов Программы, на ежеквартальной основе. ГЦЭУ, в свою очередь, будет информировать Совет по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики через консолидированные отчеты, два раза в год (не позднее 15 числа, в январе и июле). 

Другими задачами ГЦЭУ будут являться сбор и распространение аналитических материалов о национальном  и международном опыте электронного управления, его популяризация, мониторинг хода реализации Программы, подготовка годовых отчетов по своей деятельности, организация семинаров/«круглых столов» по ключевым вопросам реализации Программы, проектирование и централизованное администрирование приложений, используемых в органах государственной власти и местного самоуправления путем организации и координации закупок в области информационно-коммуникационных технологий, осуществляемых государственными ведомствами и организациями, предоставление экспертных и консультационных услуг, включая обучение, по просьбе министерств, административных ведомств и подведомственных организаций, для исполнения ими обязанностей по реализации Программы, включая разработку и реализацию внутренних «дорожных карт», а также осуществление других функций в рамках своей компетенции и полномочий, связанных с реализацией Программы.

6.3.        Финансовое обеспечение

Финансирование реализации Программы планируется осуществлять в рамках:

- государственного бюджета, включая средства государственных программ и национальных стратегий, в пределах выделенных бюджетных средств, имеющих компоненты по внедрению информационно-коммуникационных технологий в государственное управление и местное самоуправление;

- других механизмов финансирования/софинансирования по соответствующим программам и стратегиям;

- привлекаемых внебюджетных средств, в том числе со стороны международных партнеров по развитию, а также в рамках государственно-частного партнерства.

Государственные программы органов исполнительной власти в пределах выделенных бюджетных средств должны включать мероприятия, направленные на реализацию мероприятий Программы, с указанием объемов финансирования. В связи с общегосударственным и комплексным характером Программы мониторинг ее реализации осуществляет ГЦЭУ.

Минимально необходимые (ориентировочные) объемы финансирования распределены по этапам и представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1.

Ориентировочный объем финансирования

Этап

Период

Сумма (в тыс. долларов США)

Сумма (в тыс. сомов)

1

2014 год

500,0

26980,0

2

2015 год

10000,0

539600,0

3

2016-2017 годы

10000,0

539600,0

Итого:

20500,0

1106180,0

(Согласно официальному обменному курсу сома к доллару США, установленному Национальным банком Кыргызской Республики по состоянию на 11 сентября 2014 года).

 

Основная тяжесть расходов – не менее двух-третей всех финансовых средств – ляжет на решение двух взаимосвязанных задач, а именно:

(а) создание общегосударственной инфраструктуры информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий с общими сервисами и консолидированной обработкой данных;

(б) автоматизация на этой основе государственных и муниципальных услуг, включая осуществление соответствующей оцифровки отделов регламентов и рабочих информационных потоков.

Для реализации Программы определен ориентировочный объем финансовых средств в размере не менее 20 млн долларов США. К 2017 году доля средств государственного бюджета в финансировании Программы должна составлять не менее 50 процентов.

Согласно первому этапу реализации проекта Программы, в отношении разработки новой и модернизации существующей нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию и защиту конституционных прав граждан при внедрении информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении и местном самоуправлении, предусмотрено финансирование в размере 14 тыс. долларов США. В отношении разработки архитектуры электронного управления и проекта документов для ГЦЭУ по организации процесса реализации Программы электронного управления предусмотрено 16,0 тыс. долларов США.

Согласно второму и третьему этапам реализации Программы финансирование будет проводиться в пределах выделенных бюджетных средств и при финансировании международных донорских организаций, приглашенных к партнерству для реализации Программы.

6.4. Мониторинг и оценка эффективности реализации Программы

ГЦЭУ формирует и реализует на практике прозрачную и комплексную систему мониторинга и оценки эффективности реализации Программы. Мониторинг и оценка реализации будут осуществляться на двух главных уровнях: (а) - на национальном уровне и (б) - на уровне государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. На национальном уровне будет вестись оценка выполнения плана стратегических мероприятий Плана мероприятий по реализации Программы в соответствии с установленными контрольными показателями, в то же время на уровне органов государственного управления (и некоторых органов местного самоуправления) будет оцениваться выполнение ведомственных планов по реализации стратегических мероприятий Плана мероприятий Программы в рамках своих компетенций. Такие планы, а также показатели эффективности их внедрения станут частью более широкого плана реформы государственного управления и местного самоуправления.

ГЦЭУ также будет проводить оценку качества предоставляемых электронных услуг и их восприятие со стороны конечных пользователей. Оценка будет включать такие  показатели, как:

- количество конечных пользователей в процентном соотношении к общей численности населения, посещавших веб-сайт (портал), предоставляющий электронную услугу, хотя бы один раз в год (на основе веб-статистики);

- общее количество пользователей электронной услуги (на основе веб-статистики);

- количество граждан в процентном соотношении к общей численности населения, которые хотели бы получить доступ к электронным услугам через Интернет и мобильные устройства (через опросы);

- количество конечных пользователей в процентном соотношении к общей численности населения, которые были удовлетворены качеством предоставляемых электронных услуг (через опросы).

Индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении 1 к Программе.

7. Управление рисками

Выявлен ряд основных рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации Программы и предложены меры по управлению ими в целях минимизации возможных нежелательных последствий. По факторам возникновения риски подразделяются на:

1. Политические риски.

Недостаточное внимание со стороны органов государственного управления и местного самоуправления к реализации Программы. Вероятность предполагаемого риска оценивается как очень высокая. Для управления и минимизации риска необходимо привлечение внимания высшего руководства (в том числе через открытые обращения, средства массовой информации, запросы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и гражданского общества), всех заинтересованных сторон, поддерживающих Программу и участвующих  в ее реализации, обращая особое внимание на важную роль Программы в выполнении задач, поставленных НСУР. Также не менее важно проведение Жогорку Кенешем Кыргызской Республики парламентских слушаний по вопросам реализации Программы.

Отсутствие интереса со стороны международных организаций развития в содействии в реализации Программы, в том числе финансовом. Вероятность предполагаемого риска оценивается низкой. Для управления и минимизации риска необходимо проведение своевременной разъяснительной работы, формулирование привлекательных для международных доноров проектов.

2. Экономические риски.

Отсутствие достаточного бюджетного финансирования, необходимого для реализации намеченного Программой Плана мероприятий. Вероятность предполагаемого риска оценивается высокой. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики и Жогорку Кенешем Кыргызской Республики решений о выделении необходимых бюджетных средств.

Невозможность мобилизовать внебюджетные источники финансирования Программы. Вероятность предполагаемого риска оценивается высокой. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики решений об инвентаризации расходов на информационные технологии и информационно-коммуникационные технологии и их консолидации; включение высшими должностными лицами вопроса о финансовой и иной поддержке реализации Программы в повестку встреч с международными и двусторонними донорами; проведение эффективной кампании по распространению информации о Программе на иностранных языках; подготовка качественных (нацеленных на конкретных доноров) проектов международного сотрудничества; обсуждение результатов внедрения Программы на координационных встречах доноров.

Невозможность привлечь средства бизнес-сообщества в рамках государственно-частного партнерства для повышения цифровой грамотности населения. Вероятность предполагаемого риска оценивается высокой. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации, осуществление действий ГЦЭУ; проведение разъяснительной работы; привлечение представителей бизнес-сообщества к работе экспертных рабочих групп.

3. Социальные риски.

Недоверие (нежелание) со стороны граждан пользоваться электронными услугами, в том числе в силу недостаточной осведомленности и других социально-экономических причин. Вероятность предполагаемого риска оценивается как средняя. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации, осуществление действий ГЦЭУ и ведомств; проведение своевременных информационных кампаний для граждан; массовое обучение населения через различные каналы доступа.

4. Социально-экономические риски.

Невозможность сформировать достаточный кадровый потенциал ГЦЭУ и наделить его достаточными полномочиями. Вероятность предполагаемого риска оценивается высокой. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики решения по изменению юридического статуса ГЦЭУ; создание привлекательных условий оплаты труда, с возможностью найма высококвалифицированных экспертов на основе гибкой контрактной системы.

5. Управленческие риски.

Неудовлетворительное выполнение годовых планов государственных органов по реализации Программы. Вероятность предполагаемого риска оценивается выше средней. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации, осуществление действий ГЦЭУ и ведомств; обучение и информирование.

Низкий уровень сотрудничества со стороны государственных органов и органов местного самоуправления. Вероятность предполагаемого риска оценивается как средняя. Для управления и минимизации риска необходимо необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации; осуществление действий ГЦЭУ.

 

Невозможность обеспечить работу Совета государственных руководителей по информатизации и координации на должном профессиональном и организационном уровне. Вероятность предполагаемого риска оценивается как средняя. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации; осуществление действий ГЦЭУ и государственными органами Кыргызской Республики.

Невозможность создать и обеспечить работоспособность экспертных рабочих групп по стратегическим приоритетам. Вероятность предполагаемого риска оценивается как высокая. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации; осуществление действий ГЦЭУ и государственными органами Кыргызской Республики; выявление недостаточного уровня компетенции руководителей экспертных рабочих групп.

Невозможность прийти к согласию внутри экспертных рабочих групп по выработке политики и детальных «дорожных карт». Вероятность предполагаемого риска оценивается как средняя. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации; осуществление действий ГЦЭУ и государственными органами Кыргызской Республики; выявление недостаточного уровня компетенции руководителей экспертных рабочих групп.

Несвоевременное введение в эксплуатацию общих инфраструктурных, платформенных и программных сервисов. Вероятность предполагаемого риска оценивается высокой. Для управления и минимизации риска необходимо принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации; осуществление действий ГЦЭУ и государственными органами Кыргызской Республики.

6. Юридические, управленческие риски.

Невозможность реформировать и модернизировать нормативную правовую базу. Вероятность предполагаемого риска оценивается низкой. Для управления и минимизации риска необходима качественная подготовка законопроектов и их своевременное внесение для рассмотрения в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; информирование депутатов и профильных комитетов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

7. Технологические риски.

Невозможность определить требуемую конфигурацию и параметры архитектуры информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий. Вероятность предполагаемого риска оценивается высокой. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации; осуществление действий ГЦЭУ и государственными органами Кыргызской Республики.

Задержка с предоставлением новых электронных услуг по техническим причинам. Вероятность предполагаемого риска оценивается высокой. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации; осуществление действий ГЦЭУ и государственными органами Кыргызской Республики.

8. Технологические, экономические, управленческие риски.

Отклонение тендерных заявок, отмена и признание торгов/процедур государственных закупок несостоявшимися, задержки с выбором победителя. Вероятность предполагаемого риска оценивается высокой. Для управления и минимизации риска необходимо своевременное принятие Правительством Кыргызской Республики/Советом по информационно-коммуникационным технологиям при Правительстве Кыргызской Республики соответствующих решений; выработка рекомендаций Советом государственных руководителей по информатизации и координации; осуществление действий ГЦЭУ.

8. План мероприятий по реализации Программы и ожидаемые результаты

План мероприятий по реализации Программы включает 21 мероприятие по семи приоритетным направлениям.

Приоритетное направление 1 – Развитие электронных услуг. Ускорить предоставление качественных, доступных и удобных в использовании интерактивных электронных услуг в целях удовлетворения жизненно важных потребностей граждан и бизнес-сообщества. Данное направление включает в себя следующие стратегические мероприятия:

- разработка моделей онлайновой интерактивности электронных услуг, включая определение их формата и каналов предоставления, выявление целевых групп конечных пользователей;

- оцифровка бизнес-процессов и внутренних регламентов;

- предоставление электронных услуг.

Приоритетное направление 2 - Развитие общегосударственной архитектуры информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий в сфере электронного управления. Ускорить предоставление качественных, доступных и удобных в использовании интерактивных электронных услуг в целях удовлетворения жизненно важных потребностей граждан и бизнес-сообщества. Данное направление включает в себя следующие стратегические мероприятия:

- определение параметров общегосударственной архитектуры информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий в сфере электронного управления;

- подготовка к созданию общегосударственной архитектуры информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий в сфере электронного управления;

- создание общегосударственной архитектуры информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий в сфере электронного управления.

Приоритетное направление 3 – Развитие нормативной правовой базы. Модернизировать нормативную правовую  базу, обеспечивающую реализацию и защиту конституционных прав граждан при внедрении информационно-коммуникационных технологий в государственное управление и местное самоуправление. Данное направление включает в себя следующие стратегические мероприятия:

- разработка новых законопроектов и внесение поправок в существующие нормативные правовые акты;

- принятие нормативных правовых актов.

Приоритетное направление 4 - Обеспечение финансовой и экономической эффективности. Обеспечить значительную экономию и оптимизацию финансовых средств, вкладываемых в реализацию проектов в области информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении и местном самоуправлении, повышение на этой основе экономической эффективности государственных информационных систем и ресурсов. Данное направление включает в себя следующие стратегические мероприятия:

- формирование источников финансирования реализации Программы;

- разработка показателей финансовой и экономической оценки эффективности проектов в области информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий, включая менеджмент в сфере информационных технологий;

- внедрение системы финансового аудита в сфере информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий;

- оптимизация закупок в сфере информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий.

Приоритетное направление 5 – Кадровый потенциал и цифровая грамотность. Способствовать значительному повышению кадрового потенциала государственных и муниципальных служащих на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления, а также росту информированности населения об электронных услугах. Данное направление включает в себя следующие стратегические мероприятия:

- обучение кадров государственного управления и местного самоуправления основам электронного управления и цифровой грамотности;

- создание механизма повышения уровня цифровой грамотности и осведомленности об электронных услугах широких слоев населения;

- обучение населения цифровой грамотности.

Приоритетное направление 6 – Открытое и ответственное управление. Значительно повысить уровень открытости и подотчетности органов государственной власти и местного самоуправления за счет реального расширения возможностей граждан получать информацию и участвовать в процессах управления через информационно-коммуникационные технологии, включая процедуры проведения общественных консультаций и принятия решений. Данное направление включает в себя следующие стратегические мероприятия:

- создание благоприятной нормативной правовой среды для открытого и подотчетного управления;

- реализация технологий открытого и подотчетного управления на уровне правоприменения.

Приоритетное направление 7 – Структура и институты управления. Обеспечить целенаправленную и последовательную реализацию Программы через создание и поддержку механизмов институционализации электронного управления, включая развитие потенциала ГЦЭУ и других вовлеченных государственных структур. Данное направление включает в себя следующие стратегические мероприятия:

- создание механизма межведомственной координации по реализации Программы на общегосударственном уровне;

- создание механизма реализации Программы на ведомственном и организационном уровне;

- оперативно-техническая поддержка реализации Программы;

- мониторинг и оценка  эффективности реализации Программы.

 

В целом, Программой запланировано получение 91 конкретного результата в ходе реализации вышеперечисленных стратегических мероприятий Плана мероприятий Программы.

Ожидается, что к 2017 году, с учетом технических и финансовых возможностей, в первую очередь будут полностью автоматизированы – от начала и до конца, с доведением, как минимум, до 3-ей и 4-ой стадии онлайновой интерактивности – не менее пяти наиболее востребованных гражданами и бизнес-сообществом государственных и муниципальных услуг и функций из числа 25 приоритетных (приложение 2).

Параллельно будет продолжаться автоматизация уже формирующихся услуг по линии органов государственного управления, которым будет оказана необходимая экспертная и финансовая поддержка. В итоге, к 2017 году 100 % электронных услуг будет оказываться, как минимум, на 2-ой стадии онлайновой интерактивности (когда с веб-сайта страницы можно загрузить форму заявки, бланк для инициирования получения услуги традиционным неэлектронным путем).

В то же время, не менее двух третей от общего числа органов государственного управления, предоставляющих электронные услуги для граждан и бизнес-сообщества, будут предоставлять их, как минимум, на 3-ей стадии онлайновой интерактивности (когда  веб-сайт функционально позволяет заполнить заявку/бланк в электронной форме и принять ее к рассмотрению органом управления, без распечатки на бумажном носителе). Не менее половины числа органов государственного управления и органов местного самоуправления станут предоставлять электронные услуги, полностью исключив личное общение с их сотрудниками, так как функциональные возможности веб-сайта позволят осуществить весь цикл получения электронной услуги исключительно дистанционным способом, включая электронную оплату налогов и сборов. Никакой другой административной процедуры, предусматривающей использование бумажных носителей или посещение  ведомства лично, не будет. Такая форма взаимоотношений между государством и гражданами даст возможность не только сэкономить время и финансы последних, но и принципиально устранить саму возможность коррупции.

Временной горизонт Программы не ограничивается периодом 2014-2017 годов и рассчитан на продолжение ее реализации после этого срока, с учетом полученного опыта. В среднесрочной перспективе, к 2020 году, должно быть полностью завершено формирование новой модели предоставления услуг с возможностью получения большинства из них по электронным каналам. Это приведет к большей доступности государственных и муниципальных услуг, упрощению процедур взаимодействия между органами управления, снижению коррупциогенных рисков, повышению эффективности бюджетных расходов.

В результате будет:

- сформирована современная архитектура информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий и организационно-управленческая инфраструктура электронных услуг;

- повышена кадровая эффективность органов государственного управления и органов местного самоуправления;

- оптимизирован межсистемный информационный обмен между органами управления;

- интегрированы имеющиеся государственные информационные системы и ресурсы, включая консолидацию и создание новых центров обработки данных;

- усовершенствовано нормативно-правовое обеспечение стандартизации и администрирования электронных услуг;

- сформированы новые организационные формы и способы предоставления электронных услуг;

- введены в действие механизмы мониторинга и оценки качества услуг непосредственно конечными пользователями.

 

Сокращения, используемые в тексте:

НСУР – Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11;

ГЦЭУ – Государственный центр электронного управления.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Программе Правительства Кыргызской Республики по внедрению электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014-2017 годы

 

Индикаторы и показатели

реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по внедрению электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014-2017 годы

I. Международный рейтинг развития «электронного правительства». Рейтинг индексов для Кыргызстана в Отчете ООН «Обзор электронного правительства» (United Nations – Government Survey), составляемомДепартаментом ООН по социальным и экономическим вопросам (UNDESA)

 

 

Единица измерения

2012 год

2016 год

2018 год

Индекс развития «электронного правительства»

место

99

75

55

Рейтинг индекса электронных услуг

место

93

70

50

Значение индекса электронных услуг в целом

процент

37

45

55

Значение компонента индекса транзакционных электронных услуг (стадия 3)

процент

4

15

35

Рейтинг индекса электронного участия населения в управлении

место

21

15

10

Индекс развития телекоммуникационный инфраструктуры

значение

0,19

0,5

0,8

Наличие функционирующего правительственного шлюза для обеспечения межведомственного взаимодействия

значение

0,84

0,9

1,0

 

II. Достижение следующих показателей эффективности реализации Программы позволит повысить место страны в международных рейтингах до планируемого уровня

 

 

Единица измерения

Текущее состояние (2013 год)

2015 год

2017 год

1

Общее количество предоставляемых электронных услуг любого типа и стадий онлайновой интерактивности

штук

не более 50

не менее 50

не менее 100

1.1

В том числе для бизнес-сообщества

штук

не более 25

не менее 25

не менее 50

2

Процент предоставляемых электронных услуг на 1-ой стадии онлайновой интерактивности (информация, необходимая, чтобы начать процедуру предоставления услуги имеется на публично доступной веб-странице)

процент

более 50 %

не менее 90 %

100 %

3

Процент предоставляемых электронных услуг на 2-ой стадии онлайновой интерактивности (с веб-страницы можно загрузить форму заявки, бланк для инициирования получения услуги традиционным неэлектронным путем)

процент

более 25 %

не менее 75 %

100 %

4

Процент предоставляемых электронных услуг на 3-ей стадии онлайновой интерактивности (веб-сайт функционально позволяет заполнять заявку в электронной форме и принять ее к рассмотрению госорганом  без распечатки на бумажном носителе)

 

процент

менее 5 %

не менее 50 %

не менее 75 %

5

Процент предоставляемых электронных услуг на 4-ой стадии онлайновой интерактивности (функциональные возможности веб-страницы позволяют осуществить весь цикл получения электронной услуги исключительно электронным способом, включая электронную оплату налогов и сборов, через веб-сайт; никакой другой административной процедуры, предусматривающей использование бумажных носителей или посещение  ведомства лично, не предусмотрено)

процент

0 %

не менее 10 %

не менее 50 %

6

Процент предоставляемых электронных услуг на 5-ой стадии онлайновой интерактивности (услуга автоматически генерируется ведомством к определенной дате, без запроса со стороны получателя, например, путем доставки предварительно заполненной формы, с соответствующими данными, которые получатель услуги подтверждает или корректирует свои действия, предусмотренные данной услугой)

процент

0 %

не менее  5 %

не менее 10 %

7

Процент органов государственного управления, предоставляющих услуги для граждан и бизнес-сообщества, предоставляют их в электронном виде, как минимум на 2-ой стадии онлайновой интерактивности

процент

0 %

не менее 50 %

не менее 75 %

8

Процент органов государственного управления, предоставляющих услуги для граждан и бизнес-сообщества, предоставляют их в электронном виде, как минимум на 3-ей стадии онлайновой интерактивности

 

0 %

не менее 25 %

не менее 50 %

9

Наличие функционирующих базовых реестров данных (включая Реестр населения)

штук

0

3

не менее 4-5

10

Наличие функционирующих общегосударственных центров обработки информации и данных (дата-центров)

штук

0

1

не менее 2

11

Наличие функционирующего защищенного шлюза межведомственного электронного взаимодействия для обеспечения межсистемной совместимости обмена данными

штук

0

0

1

12

Наличие функционирующих общих сервисов (инфраструктурных, платформенных, программных)

штук

0

0

10

13

Процент органов государственного управления, имеющих внутренние планы по поддержке реализации Программы

процент

0 %

90 %

100 %

14

Процент органов государственного управления, применяющих ИКТ для обеспечения публичного доступа к информации и представления на своих веб-сайтах

процент

менее 10 %

50 %

100 %

15

Процент органов государственного управления, использующих ИКТ для вовлечения граждан в управление (путем общественных консультаций в сети Интернет и принятия решений)

процент

менее 10 %

50 %

100 %

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Программе Правительства Кыргызской Республики по внедрению электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кыргызской Республики на 2014-2017 годы

 

Перечень

государственных и муниципальных услуг и функций для приоритетной автоматизации в 2014-2017 годах

 

Государственная услуга (данные услуги включены в Единый реестр (Перечень) государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики  от 10 февраля 2012 года № 85)

1

Документирование граждан Кыргызской Республики паспортами в форме электронной идентификационной карты: по обмену, при порче, по восстановлению утраченного паспорта, приосвобождении из мест лишения свободы, при принятии гражданства Кыргызской Республики по Указу Президента Кыргызской Республики.

2

Регистрация записей актов гражданского состояния: регистрация заключения брака и выдача свидетельства о браке; расторжения брака во внесудебном порядке и выдача свидетельства о расторжении брака (с каждой из сторон); регистрация и оформление материалов о перемене фамилии, имени, отчества; регистрация рождения и выдача свидетельства о рождении.

3

Услуги социального страхования для лиц, уплачивающих страховые взносы на добровольной основе, в том числе для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью

4

Представление копий и выписок из архивных документов, проверка бланков требований, проверка лиц, которые получают загранпаспорт

5

Выдача справок гражданам о наличии судимости на территории Кыргызской Республики

Муниципальная услуга (данные услуги включены в проект базового Реестра муниципальных услуг по состоянию на 27 октября 2014 года)

Административные услуги (предоставление информации, выдача справок и других документов):

6

Предоставление по запросу физических и юридических лиц информации, находящейся в ведении органов местного самоуправления

7

Рассмотрение предложений физических и юридических лиц о наименовании и переименовании географических объектов в населенном пункте

Услуги по предоставлению прав на объекты муниципальной собственности (земельные участки, нежилые помещения):

8

Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

9

Предоставление в частную собственность гражданам Кыргызской Республики жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности 

10

Предоставление муниципального жилого помещения на льготных основаниях в собственность или по договору безвозмездного пользования

11

Постановка граждан на очередь в качестве нуждающихся в выделении земельных участков под индивидуальное жилищное  строительство

12

Предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство

13

Предоставление гражданам, имеющим в собственности земельный участок, предоставленный под индивидуальное жилищное строительство, права пользования или собственности на прилегающий земельный участок

14

Предоставление по запросу физических или юридических лиц в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

15

Предоставление по запросу физических или юридических лиц в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

16

Предоставление по запросу физических и юридических лиц прав собственности на нежилые помещения и объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности

17

Предоставление по запросу физических и юридических лиц в аренду нежилых помещений и объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности

18

Предоставление мест для захоронения на кладбищах

Государственная/муниципальная функция

19

Исполнение обязательств по предоставлению отчетности по налогам юридических и физических лиц.

20

Проведение работы по предоставлению учебных материалов для начальных и средних школ в электронном формате и их поэтапное внедрение.

21

Электронная регистратура в организациях здравоохранения

22

Предоставление статистической отчетности в Национальный статистический комитет Кыргызской Республики юридическими лицами

23

Предоставление отчетности по исполнению обязательств перед Социальным фондомКыргызской Республики

24

Лицензирование деятельности. Регистрация, перерегистрация, ликвидация (банкротство) компаний, правовых единиц

25

Регистрация недвижимости, получение справок о залоге, правах собственности, бенефициарных ограничениях

Социально-культурная услуга

26

Выдача во временное пользование печатных изданий и документов, находящихся в фондах библиотек, учрежденных органами местного самоуправления

 

Автоматизация услуг потребует пересмотра состояния существующих рабочих потоков (бизнес-процессов) службы делопроизводства и документации, а также оцифровки бизнес-процессов по следующим сценариям:

- оцифровка в основном неизменяемых в службе делопроизводства и документации бизнес-процессов, когда существующие бизнес-процессы хорошо отлажены и могут быть легко переведены в цифровую форму без существенных изменений для дальнейшего улучшения качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в онлайн-режиме;

- глубокая реорганизация в службе делопроизводства и документации, когда существующие бизнес-процессы являются сложными, не объединены или вообще отсутствуют, что  потребует существенной реорганизации для дальнейшего улучшения качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в онлайн-режиме;

- консолидация внутри- и межведомственных процессов и(или) децентрализация функций в отделе взаимодействия с конечными пользователями и клиентами, когда существующие бизнес-процессы рациональны  (например, по хранению и управлению данными) и не требуют глубокой реорганизации, но в интересах повышения эффективности и экономии потребуется делегирование в отделе взаимодействия с конечными пользователями и клиентами функций с центрального на местный уровень через центры предоствления услуг;

- посредничество в службе делопроизводства и документации, когда существующие бизнес-процессы являются относительно сложными, слабо поддаются интеграции и трудно изменяемы; это потребует создать дополнительные многосторонние (посреднические) механизмы обмена данными, как между ведомствами, так и пользователями, чтобы обеспечить высокое качество электронных услуг;

- формирование единого сервисного механизма взаимодействия между пользователем и ведомством (группой организаций), когда бизнес-процессы являются похожими (совместными) для покрытия широкого спектра услуг и, таким образом, приносят дополнительную выгоду от «эффекта  масштаба».

Выбор того или иного сценария автоматизации в службе делопроизводства и документации будет осуществляться в тесной связи с необходимостью наращивать степень онлайновой интерактивности электронных услуг, как приведено в таблице ниже.

 

Стадии онлайновой интерактивности

Описание услуги

0

Ведомство не имеет публичного веб-сайта, либо такой сайт имеется, но не соответствует ни одному из критериев последующих стадий

1

Информация, необходимая для того, чтобы начать процедуру предоставления услуги, имеется на публично доступной веб-странице

2

С имеющейся веб-страницы можно загрузить форму заявки, бланк для инициирования получения услуги традиционным неэлектронным путем

3

Имеющаяся веб-странице имеет функциональную возможность заполнять заявку в электронной форме и принять ее к рассмотрению госорганом  без распечатки на бумажном носителе

4

Функциональные возможности имеющейся веб-страницы позволяют осуществить весь цикл получения электронной услуги исключительно электронным способом, включая электронную оплату налогов и сборов, через веб-сайт. Никакой другой административной процедуры, предусматривающей использование бумажных носителей или посещение  ведомства лично, не предусмотрено

5

Услуга автоматически генерируется ведомством к определенной дате, без запроса со стороны получателя, например, путем доставки предварительно заполненной формы с соответствующими данными, которые получатель услуги подтверждает или корректирует свои действия, предусмотренные данной услугой