Брифинг председателя ГКИТС КР А.Исмаилова от 10.07.2020

10.07.2020

 

Сегодня Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики хотел бы проинформировать о проведенной и проводимой совместно с коллегами работе по цифровым решениям.

В условиях пандемии перед комитетом остро стоят задачи в содействии обеспечения непрерывности работы государственных органов и сферы бизнеса. Следует активно вести образовательную работу с общественностью по отсутствии связи между коронавирусом и технологии сети 5G, и по процессам разработки и внедрения информационных систем. А также, требуется поддержка здравоохранительной системы через информационные системы для оперативного реагирования на нужды как пациентов, так и общественности. Несмотря на ситуацию, следует своевременно исполнить Указ Президента Кыргызской Республики «Об объявлении 2020 года, Годом развития региона, цифровизации страны и поддержки детей». Особо приоритетным направлением остается цифровизация здравоохранения, нужда которого особо чувствуется сегодня, системы образования, мы должны приготовиться новому учебному году, также особое внимание уделено цифровизации министерства сельского хозяйства и министерства труда и социального развития. Не менее важным остается исполнения Дорожной Карты на 2020 год по реализации Концепции «Цифровой Кыргызстан 2019-2023».    

Как ранее уже сообщалось, в целях содействия борьбе с распространением коронавирусной инфекции, уже были разработаны множество информационных систем, в том числе при поддержке IT Штаба при ГКИТС по инициативе Оперативного Штаба. Я хочу поблагодарить еще раз за усилия нашего ИТ сообщества, которые включают более чем 400, которые на безвозмездной основе вносят свой посильный вклад.

 

В частности, были разработаны системы

В целях разгрузки медицинского персонала:

  • Информационная система управления лабораторными данным (ИСУЛД) внедряется в государственные лаборатории для обеспечения эффективного учета и оперативного предоставления данных о лабораторных анализах по COVID-19. ИСУЛД позволит в первую очередь сформировать единую базу анализов и истории анализов пациентов. В качестве пилотного запуска система запускается в 10 государственных лабораториях. Посредством системы «Тундук» государственные лаборатории, в которых внедрен ИСУЛД обмениваются соответствующими лабораторными данными. Система разработано ГП «Соцсервис» совместно с партнерами из USAID.
  • Смарт система учета эпидемиологических данных – электронная автоматизированная система управления, разработанная в помощь службе санитарно-эпидемиологического надзора. Цифровая система позволяет обеспечить электронный документооборот по следующим видам документов: 

- временная анкета о подтвержденных и вероятных случаях инфицирования коронавирусом; 

- анкета для сбора данных о контактном лице с пациентом с коронавирусом;

- форма для лиц, прибывающих в Кыргызскую Республику.  

- данные по результатам анализа.

Данное цифровое решение обеспечивает электронный формат работы всех подразделений системы здравоохранения в сфере санитарно-эпидемического надзора. Работы по внедрению были проведены в Департаменте профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, в Республиканском штабе по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, а также на уровне областных, городских штабов.

  • Медицинский информационно-справочный сайт http://hidoctor.kg, который позволяет провести первичную самодиагностику лицу, у которого наблюдаются вызывающие опасение симптомы. Весь алгоритм и поставленные вопросы согласованы с медицинским специалистами. На сайте также имеется информация по аптекам, службам доставки, лабораториям. Разработан на безвозмездной основе резидентом ПВТ.
  • АСУ «COVID Control» - электронная автоматизированная система управления в помощь службе санитарно-эпидемиологического надзора, разработанная на безвозмездной основе резидентом ПВТ. Цифровая система позволяет в удаленном режиме осуществлять мониторинг за состоянием здоровья и соблюдения условий домашнего карантина лицами.
  • Telegram чатбот (https://t.me/COVID19_KyrgyzstanBot) создан для информирования по вопросам ситуации с коронавирусом. Данное решение создало возможность облегчить работу врачам по информированию граждан в направлении часто повторяющихся вопросов и высвободить время на непосредственную помощь пациентам. Разработан на безвозмездной основе резидентом ПВТ.

           

В части информирования населения о проводимых мероприятиях по борьбе с коронавирусом и иных официальных данных

  • Официальный ресурс www.covid.gov.kg  (www.covid.kg), на котором можно получить последние новости о ситуации с коронавирусом в стране, видеообращения руководства страны, медицинские советы, контакты уполномоченных органов. Информация постоянно обновляется.
  • Онлайн ресурс www.help.covid.kg разработан для мониторинга сбора благотворительной помощи, поступивших в счет борьбы с коронавирусом Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Мэрии г.Бишкек. Данное решение также позволяет физическим лицам осуществлять добровольный перевод средств посредством электронных кошельков, мобильного или интернет банкинга.
  • Информационно-статистический кыргызскоязычный сайт http://virus.el.kg/. На сайте в онлайн режиме можно отслеживать актуальные мировые статистические данные по заболеванию коронавирусом, включая по Кыргызстану. Разработан на безвозмездной основе резидентом ПВТ.

 

В настоящее время отечественными IT специалистами ведутся разработки новых цифровых систем на основе запросов уполномоченных органов по здравоохранению и Республиканского штаба по борьбе с распространением коронавируса.

  • Система учета койко-мест. По поставленной Республиканским штабом по борьбе с распространением коронавируса задаче, в настоящее время в целях оптимизации работы медицинских учреждений и мониторинга ситуации с заполняемостью лечебных учреждений, и оперативного распределения пациентов с проявлениями симптомов среднего, тяжелой, и особо тяжелой уровня, ведется разработка и внутреннего пилотирования системы учета стационарных мест.  Данная система посредством имеющихся ресурсов будет интегрирована с ранее разработанными и внедренными цифровыми системами в сфере здравоохранения.
  • Онлайн система получения результатов лабораторных исследований по COVID. В целях повышения комфорта граждан и уменьшения возможных контактов, наши специалисты также приступили к разработке цифрового решения, которое позволит гражданам, сдавшим анализы на COVID-19, получать результаты анализов онлайн – посредством СМС, и специализированного веб сайта.  
  • Автоматизированная система контроля социальных контактов или трейсинга контактов. Изучив успешные примеры применения цифровых технологий из мирового опыта в борьбе с распространением коронавируса, а также учитывая динамику распространения болезни, отечественные разработчики приступили к адаптации специального мобильного приложения для отслеживания (трейсинга) контактов населения. Данное цифровое решение – мобильное приложение посредством уже имеющихся в подавляющем большинстве мобильных телефонах устройств, таких как Bluetooth, позволит гражданам осуществлять отслеживания возможных контактов с лицами, у которых был лабораторно диагностирован коронавирус. Данные будут обрабатываться непосредственно на смартфонах граждан, и будет полностью децентрализована. Подобные приложения аналогичны решениям компаний Apple, Samsung, Google и др.

 

Общая информация о нынешнем состоянии процесса цифровизации

Несмотря на вызовы, с которыми столкнулась Кыргызская Республика, продолжается реализация мероприятий в рамках Концепции цифровой трансформации «Санарип Кыргызстан».

Однако сложившиеся обстоятельства в связи с пандемией коронавируса вынуждают государственные органы и службы частично перейти на удаленную работу. Оперативное обеспечение онлайн деятельности государственных органов, обмен информацией между гос органами и информационными системами является приоритетной задачей.

 

Система электронного взаимодействия «Түндүк».

Обеспечение обмена данными между государственными органами и коммерческими организациями, а также доступ граждан к государственным услугам позволила обеспечить система межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк».

  • Так на сегодняшний день для облегчения получения гражданами справок автоматизированы 15 справок, из них 10 справок автоматизированы по социальной части для облегчения получения социальных пособий.
  • В целях обеспечения обмена данными для автоматизации подобных процессов проведены технические мероприятия по подключению 64 министерств и ведомств и 39 коммерческой организации.

Обмен данными между госорганами только за первое полугодие составил 2020 году составил порядка 25.8 млн транзакций. При этом необходимо отметить объем обмена данными между госорганами и коммерческими организациями за аналогичный период в 2020 году составил 31 млн транзакций.

ГП «Тундук» и Государственная регистрационная служба в настоящее время проводят тестирование новых продуктов, которые позволят в современном и удобном формате получать государственные услуги и сервисы – мобильное приложение iGov, Sanarip ID, облачная электронная цифровая подпись.

Концепция iGov – это новая экосистема общения человека и государства, новое пространство для получения и управления государственными электронными услугами, где вокруг человека будет строится своя, эксклюзивная модель взаимодействия по принципу социальных сетей.

Единая система идентификации и аутентификации – разработана, готова к интеграции с информационными системами государственных органов и готова к массовой идентификации граждан и юридических лиц Кыргызской Республики для точного определения гражданина или юридического лица, обратившегося за услугой и сервисом в электронном формате.

Система идентификации личности используется по технологии «облачной» авторизации, а также интегрирована с системами государственных онлайн-сервисов, предназначенная для защищенной системы предоставления электронных государственных услуг пользователям.

В ЕСИА реализована возможность двухфакторной аутентификации посредством:

1.         Телеграмм бота;

2.         Google-идентификатора;

3.         Разовый пароль посредством СМС.

Главным преимуществом для населения является комфортный способ подтверждения своей личности при получении электронных услуг и сервисов.

Санарип Аймак. Основным назначением системы «Санарип аймак» является повышение эффективности работы ОМСУ и автоматизации работы специалистов в области предоставления государственных услуг населению. Согласно поставленной Президентом КР С.Ш. Жээнбековым задачи, до конца года планируется подключение всех айыл окмоту к системе Санарип Аймак. С 29 июня начато поэтапное внедрение системы во всех органах ОМСУ согласно утвержденному графику. На сегодняшний день система запущена в пилотном режиме в 8 айыл окмоту республики. Проводится поэтапное обучение сотрудников ОМСУ республики по работе с системой. Произведена интеграция системы «Санарип Аймак» с системой e- Kyzmat в части авторизации сотрудников в системе. Уже сейчас сотрудниками пилотных айыл окмоту произведена регистрация 430 домохозяйств.

Система электронного документооборота. Обеспечение деятельности госорганов документооборотом (включая в условиях дистанционной работы) осуществляется посредством системы электронного документооборота. Данная система реализована на единой платформе обмена электронными документами между всеми госорганами. СЭД внедрена в режиме промышленной эксплуатации в 205 государственных органах, включая подведомственные и территориальные подразделения. В режиме тестирования СЭД установлена в 180 государственных органах, включая подведомственные и территориальные подразделения. Система документооборота позволяет регистрировать входящую, исходящую и внутреннюю документацию; производить подписание документа через электронную цифровую подпись; давать поручения, а также контролировать их исполнение и статус; составлять отчеты и вести работу по обращениям граждан. На сегодняшний день в СЭД зарегистрировано порядка 391 916 документов. Общее количество пользователей системы – 14 016.

Необходимо отметить, что все вышеуказанные проекты реализованы и поддерживаются отечественными IT специалистами.

 

Помимо прочего следует отметить для поддержки и информирования бизнеса, совместно с Парком высоких технологий и Министерства Экономики КР проводится месяц цифровой экономики, где компании могут ознакомиться с новейшими технологиями, для автоматизации бизнес процессов и организации непрерывной работы. 

 

Фейки о технологии 5G

Также пользуясь случаем, хотел остановится на еще одном вопросе. В последние несколько дней посредством мессенджеров и социальных сетей распространяется информация о запуске в Кыргызстане технологии 5G, о ее вреде и распространения посредством данной технологии инфекционных и иных заболеваний.

На сегодняшний день технология 5G не внедрена на территории Кыргызской Республики. Операторы связи не устанавливают и эксплуатируют оборудование сетей 5G. Государственное агентство связи не давало каких-либо разрешений.

Распространяемые посредством мессенджеров и социальных сетей сообщения о вреде технологии 5G, являются не соответствующими действительности.

Распространители фейковой информации поднимают ажиотаж среди населения и призывают к неправомерным действиям. Радиоволны не могут быть переносчиками вирусов, но к сожалению, люди верят в ложную информацию. Соблюдайте цифровую гигиену и проверяйте источники информации.

 

Внедрение цифровые технологий во всех аспектах нашей жизни станут одним из главных инструментов обеспечения непрерывности, стабильности, и увеличения эффективности в условиях пандемии. Для достижения этих целей есть политическая воля руководства страны, которое объявило одним основных приоритетов государственной политики – цифровое развитие. Мы убеждены, что цифровое развитие Кыргызской Республики позволит раскрыть имеющий потенциал Кыргызской Республики, достичь роста благосостояния граждан нашей республики и экономического роста государства.

На данный момент требуется активное вовлечение государственных органов, бизнес структур, а также граждан в освоении новейших технологий, получения новых знаний, и повышения цифровых навыков. Нынешние обстоятельства должны стать причиной глубокой цифровой трансформации нашей страны.