В ГКИТиС КР прошла коллегия за первое полугодие.

22.07.2019

В ГКИТиС КР прошла коллегия за первое полугодие.  

В ходе коллегии свои отчеты о проделанной работе зачитали руководители ГП «Инфо-система», ГАС при ГКИТиС КР, ГУ «Транском» при ГКИТиС КР, ГП СЭВ, ОАО «Кыргызтелеком» и Digital Casa.

 

 

Информация

об итогах работы Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызской Республики за I полугодие 2019 года.

 

 

Исполнение Решения Совета безопасности «О мерах по цифровому развитию» от 14 декабря 2018 года №2.

По завершению создания автоматизированных государственных информационных систем и других действий, направленных на автоматизацию и упрощение процедур предоставления цифровых государственных услуг населению посредством системы межведомственного взаимодействия «Тундук». План разработки первоочередных баз данных государственных органов, утвержден протоколом совещания у Премьер-министра КР М.Д. Абылгазиева от 15 августа 2018 года № 18-82.

По состоянию на конец I полугодия 2019 года разработаны 70 баз данных в 22 госорганах, не разработаны 5 баз данных в 5 госорганах:

Также, утвержден План автоматизации запрашиваемых и выдаваемых справок государственными органами, который направлен на исполнение министерствам и ведомствам КР.

ГП «ЦЭВ» проводит координационные совещания по эффективному исполнению Плана автоматизации справок. Начиная с 12 июня 2019 года на портале Департамента государственных закупок при Министерстве финансов КР (ДГЗ) исключена возможность предоставления справок об отсутствии налоговой задолженности в бумажном формате. Предприниматели могут получить такую информацию на портале ДГЗ в автоматическом режиме от ГНС.

По завершению в срок до 1 июля 2019 года технологических процессов, связанных с подключением государственных органов к системе межведомственного взаимодействия «Тундук», в том числе Министерства транспорта и дорог КР - в срок до 15 января 2019 года, Министерства здравоохранения КР в срок до 31 марта 2019 года. Министерство транспорта и дорог КР и Министерство здравоохранения КР технически подключены к СМЭВ «Түндүк».

По состоянию на конец I полугодия 2019 года завершили правовое оформление по подключению к СМЭВ «Түндүк»:

- соглашения подписаны с 66 ведомствами и 19 коммерческими организациями;

- проведены технические мероприятия по подключению 58 министерств и ведомств.

- обеспечен обмен данными между 24 государственными органами.

По завершению процесса перевода всех государственных услуг в электронный формат в срок до 30 декабря 2019 года, в том числе в срок до 30 декабря 2018 года перевести в электронный формат 25 государственных услуг, озвученных председателем Государственного комитета информационных технологий и связи КР. К концу 2018 года на Государственном портале электронных услуг (ГПЭУ) в пилотном режиме переведены в электронный формат 27 государственных услуг, предоставляемые девятью государственными органами КР. Для сотрудников данных ведомств выделены во временное пользование токены с электронными подписями, а также проведено соответствующее обучение.

В настоящее время, активно продолжается работа по переводу государственных услуг в электронный формат, а также продолжаются соответствующие работы с министерствами и ведомствами КР по подключению ГПЭУ, в части:

- заключения соглашений с Комитетом;

- закупки электронных подписей для сотрудников;

- подготовки рабочих мест;

- изучение бизнес процессов услуг;

- актуализация электронных заявок министерств и ведомств;

- прохождения обучения работы с порталом по предоставлению государственных услуг.

В целом, на сегодняшний день уже имеется возможность получения в общем 37 государственных (6 из которых посредством СМЭВ «Тундук») по 9 министерствам и ведомствам и 3 сервисов в электронном формате (список предоставляемых госуслуг прилагается).

Обучающие тренинги прошли 55 ответственных сотрудников министерств и ведомств КР.

Продолжается интеграция информационных систем государственных органов с программным обеспечением ГПЭУ и системой межведомственного электронного взаимодействия «Тундук».

Завершена интеграция ГПЭУ с Государственной системой электронных платежей.

После запуска проекта «Безопасного города» разработан и размещен сервис по проверке штрафов за нарушение правил дорожного движения, а также возможность оплаты посредством ГПЭУ.

Также, приказом Комитета от 4 июня 2019 года № 155-а ГП «Центр электронного взаимодействия» при Комитете был определен оператором на техническое сопровождение ГПЭУ. На основании данного приказа в ГП «ЦЭВ» актом приема-передачи были переданы исходные коды, документация в электронном виде, а также пароли доступа к системе Государственного портала электронных услуг. На сегодняшний день акт-приема передачи находится на стадии подписания в ГП «ЦЭВ».

В срок до 1 января 2019 года поручить ГП «ЦЭВ» обеспечить техническую координацию и реализацию процесса внедрения электронного управления. Решением совета безопасности предусмотрено мероприятие по внесению изменения в нормативные правовые акты по закреплению за ГП «ЦЭВ» функций по технической координации внедрения электронного управления с наделением полномочиями оператора Государственного портала электронных услуг, Единой системы идентификации с функцией выдачи электронных подписей.

Соответствующий проект постановления Правительства КР, предусматривающий внесение изменений в Устав ГП «ЦЭВ» в установленном порядке внесен на рассмотрение в Аппарат Правительства КР (письмо от 7 мая 2019 года № 11-2/2560).

После принятия нормативного правового акта о наделении полномочиями ГП «ЦЭВ» и выделения финансирования для найма IТ-специалистов по доработке ГПЭУ и разработке Единой системы идентификации, ГП «ЦЭВ» сможет приступить к работе по данным направлениям, что в будущем приведет к предоставлению возможности гражданам получения государственных и муниципальных услуг в электронном формате.

В срок до 1 февраля 2019 года доработать и принять Стратегию кибербезопасности КР. Комитетом разработан проект постановления Правительства КР «Об утверждении Стратегии кибербезопасности КР и Плана мероприятий по реализации Стратегии кибербезопасности КР на 2019-2023 годы», и направлен в Аппарат Правительства КР, с просьбой об оперативном согласовании с министерствами и ведомствами КР (письмо от 16 апреля 2019 года №12-2/2090).

После устранения замечаний и предложений от государственных органов к вышеуказанному проекту постановления Правительства КР, Комитет внес в установленном порядке на рассмотрение в Аппарат Правительства КР (письмо от 17 мая 2019 года № 12-2/2758).

В срок до 15 февраля 2019 года принять решение об утверждении проекта Дорожной карты по реализации Концепции. Ответственным за исполнение Дорожной карты по реализации Концепции определить первого вице-премьер-министра КР. Распоряжением Правительства КР от 15 февраля 2019 года № 20-р утверждена Дорожная карта по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023».

Согласно протоколу совещания Премьер-министра КР М.Д.Абылгазиева от 19 декабря 2018 года № 18-114, ответственным за исполнение Дорожной карты определен Первый Вице-премьер-министр КР.

В срок до 1 февраля 2019 года создать центр по управлению процессом реализации Концепции при Аппарате Правительства КР. Во исполнение поручения Первого Вице-премьер-министра КР К.А.Боронова от 29 апреля 2019 года № 18-17473, Комитетом разработан проект распоряжения Правительства КР «Об образовании Республиканского штаба по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» и в соответствии с поручением Первого заместителя Аппарата Правительства КР Б.Т. Джунусова от 13 мая 2019 года № 18-20418 направлен на оперативное согласование государственным органам КР и ОМСУ.

В основные задачи данного штаба будут входить следующие задачи:

- выработка мер по реализации Концепции;

- разработка и приоретизация проектов в области цифровизации в соответствии с Дорожной картой;

- координация деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- мониторинг и оценка хода реализации Концепции.

Комитет, письмом от 11 июня 2019 года № 07-2/3256, внес на рассмотрение в Аппарата Правительства КР проект распоряжения Правительства КР «Об образовании Республиканского штаба по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023».

Государственной налоговой службе при Правительстве КР, Министерству экономики КР, Государственной таможенной службе при правительстве КР и Государственному комитету информационных технологий и связи КР в срок до 1 марта 2019 года обеспечить внедрение механизмов, позволяющих вести учет входящего/исходящего интернет-трафика в КР, с разработкой и инициированием соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу. Тестирование аппаратно-программного комплекса по учету входящего и исходящего интернет-трафика на территории КР на сетях ОАО «Кыргызтелеком» уже произведено. Тестирование проводилось в точках обмена трафиком непосредственно у самого оператора связи. В виду отсутствия соответствующего нормативно-правового акта, установка аппаратно-программного комплекса по учету трафика на сетях всех операторов связи невозможна. По принятию соответствующего акта будет установлено оборудование и начнется сбор аналитических данных, которые в последствии будут переданы в Государственную налоговую службу при Правительстве КР (ГНС).

Относительно проработки вопроса по дальнейшим действиям в части разработки соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих механизмы ведения учета входящего и исходящего интернет-трафика в КР (НПА), 10 июня 2019 года на площадке Аппарата Правительства КР было проведено совещание с участием представителей Министерства экономики КР (МЭ КР), ГНС и Комитета.

По итогам проведенного совещания, было принято решение о создании на площадке МЭ КР рабочей группы с участием всех заинтересованных сторон с целью детальной проработки НПА.

Учитывая возникшие нормативные и технические недочеты, а также негативное отношение бизнес сообщества к вышеуказанной инициативе, также было принято решение о предоставлении возможности продления на более поздний срок исполнения решения Совета безопасности КР «О мерах по цифровому развитию Кыргызской Республики» от 14 декабря 2018 года в части разработки соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих механизмы ведения учета входящего и исходящего интернет-трафика в КР.

 

 

Показатели Социально-экономического развития в отрасли связи Кыргызской Республики.

Конкурентный рынок создан во всех сегментах отрасли связи. В связи со значительным развитием телекоммуникационного рынка и появлением большого разнообразия услуг связи, ряд операторов имеют несколько лицензий на их представление. По состоянию на 18 июня 2019г. на рынке связи зарегистрировано в реестре 303 операторов и служб электросвязи, владеющих 507 лицензиями.

В целях развития конкурентной среды в отрасли связи в КР Государственным агентством связи при Комитете за отчетный период выдано 13 лицензий на все виды деятельности в области связи, подлежащие обязательному лицензированию, прекращено действие 64 лицензий, переоформлено 22 лицензии.

В связи с тем, что Временное положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области электрической и почтовой связи, утвержденное постановлением Правительства КР от 02.09.2014г. №520 утратило силу 02.09.2018г., выдача лицензии в области электрической и почтовой связи временно приостановлена до принятия нового Положения о лицензировании деятельности в области электрической и почтовой связи. На текущий момент выдаются лицензии по использованию радиочастотного спектра, в связи с чем снижено количество выданных лицензии.

Агентство связи ведет на ежеквартальной основе административную статистическую отчетность по лицензируемым видам деятельности операторов электрической и почтовой связи.

 

Объем услуг операторов связи, млн. сом

Наименование услуги

1 кв. 2018 г.

1 кв. 2019 г.

Прирост

Услуги почтовой связи

47,107

35,540

-24,6%

Услуги международной и междугородной телефонной связи

38,897

36,807

-5,4%

Услуги местной телефонной связи

89,840

83,880

-6,6%

Услуги телерадиовещания

222,797

194,876

-12,5%

Услуги подвижной электросвязи

2157,263

2138,669

-0,9%

Услуги присоединения и пропуска трафика

845,894

553,073

-34,6%

Услуги по передаче данных и телематическим службам

1994,923

2145,121

7,5%

Другие услуги связи

21,909

15,946

-27,2%

Итого

5418,631

5203,911

-4,0%

По итогам 1-квартала 2019 г. объем услуг операторов связи по лицензируемому виду деятельности составил 5 203,911 млн. сом, что на 4,0% ниже аналогичного периода 2018 г. Наибольший удельный вес по объему оказываемых услуг на рынке связи занимает услуги подвижной электросвязи. На фоне снижения выручки от услуг подвижной электросвязи, присоединения и пропуска трафика, телерадиовещания, услуг фиксированной телефонной связи, почтовой связи и др., наблюдается рост услуг по передаче данных и телематическим службам.

За последние годы имеет место изменение общего объема традиционных услуг связи, являющееся также и общемировым трендом, обусловленное ростом популярности и выгодности использования Интернет-услуг, альтернативных способов связи, в виде ОТТ-сервисов (WhatsApp, Telegram и др.).

Одной из причин изменений объема услуг является жесткая конкуренция между операторами связи и вытекающая из нее «ценовая война», в условиях которой операторы в целях привлечения абонентов в свою сеть, начинают снижать цены на ряд предоставляемых услуг, что отражается на общей выручке операторов связи.

Исходя из анализа потребностей абонентов, на сегодняшний день большей популярностью пользуются пакетный набор услуг, состоящий из определенного количества СМС, голосового трафика и интернет. В дальнейшем с ростом количества смартфонов в сети, данная тенденция усилится, что соответственно отразится на структуре доходов операторов связи.

Согласно прогнозным данным операторов связи, учитывая негативные факторы и общемировые тенденции увеличения доли услуг передачи данных, ожидается продолжение имеющихся трендов: сокращение объемов голосового, СМС и ММС трафиков, в том числе от услуг фиксированной связи, а также снижение доходов от этих видов услуг. В свою очередь, предполагается продолжение роста интернет – трафика в том числе за счёт снижения стоимости 1 Мб трафика на фоне увеличения общей международной пропускной способности, на сегодняшний день которая уже близится к 500 Гбит/с.

 

Строительство волоконно-оптической магистральной сети связи.

Построенные и введенные в эксплуатацию магистральные волоконно-оптические линии связи (далее - магистральные ВОЛС) позволяют сегодня говорить, что интеграция национальной сети связи в общемировое информационное пространство успешно реализована и развивается.

Реализация строительства магистральных ВОЛС и установка современного оборудования позволит соединить все регионы страны широкополосной телекоммуникационной транспортной сетью, что предоставит возможность обеспечения надежности, точности и своевременности доставки информации, а также увеличения объемов и скорости передачи данных.

Общая протяженность построенных и принятых в эксплуатацию ВОЛС на конец I квартала 2019 года составила 22 291,366 км, из них магистральных линий связи – 9 671,413 км, в том числе:

• по Чуйской области – 2606,012 км;

• по Таласской области – 424,281 км;

• по Ошской области – 1899,401 км;

• по Джалал-Абадской области –1527,510 км;

• по Баткенской области – 817,428 км;

• по Иссык-Кульской области – 997,053 км;

• по Нарынской области - 1399,728 км.

 

Количество активных абонентов сотовой связи составляет 7 544 117 абонентов. Количество абонентов сотовой связи превышает население КР, объясняется это тем, что в настоящее время граждане КР имеют возможность использовать несколько SIM-карт. Количество абонентов фиксированной связи составляет 324 778 абонентов. В последние годы наблюдается снижение количества абонентов фиксированной связи ввиду развития и расширения спектра услуг сотовой связи, а также внедрения таких инновационных беспроводных технологий, как WiMax, 3G, LTE, 4G.

Ситуация по обеспечению Интернетом населения КР. Количество пользователей Интернет в КР на конец I квартала 2019 года составило 5 002 933 абонентов.

Внедрение технологии высокоскоростного мобильного Интернета четвертого поколения (4G).

Ежегодно Государственным агентством связи при Комитете разрабатывается и утверждается План-график развития сетей 4G операторов сотовой связи. Согласно План-графику на 2019 год, за I квартал 2019 года операторами связи установлены базовые станции 4G в 35 населенных пунктах КР. В настоящее время услуги 4G доступны во всех городах и районных центрах КР.

 

По итогам 1-квартала 2019 г. объем услуг операторов связи по лицензируемому виду деятельности составил 5 203,911 млн. сом, что на 4,0% ниже аналогичного периода 2018 г. Наибольший удельный вес по объему оказываемых услуг на рынке связи занимает услуги подвижной электросвязи. На фоне снижения выручки от услуг подвижной электросвязи, присоединения и пропуска трафика, телерадиовещания, услуг фиксированной телефонной связи, почтовой связи и др., наблюдается рост услуг по передаче данных и телематическим службам.

За последние годы имеет место изменение общего объема традиционных услуг связи, являющееся также и общемировым трендом, обусловленное ростом популярности и выгодности использования Интернет-услуг, альтернативных способов связи, в виде ОТТ-сервисов (WhatsApp, Telegram и др.).

 

По линии учета РЭС

За I полугодие 2019 года на основании поступивших заявлений, выданы 5340 частотных присвоений, а также в связи с истечением срока действия частотных присвоений были продлены 85 частотных присвоений.

В соответствии с процедурой по подбору радиочастот, на согласование площадок были направлены в общей сложности 10986 частот.

Из общего количества направленных частот (10 986) – прошли согласование 10 553 частоты (96,05%), 38 частот (0,35%) не прошли согласование по причине электромагнитной несовместимости, 395 частот (3,60%) проходят согласование.

 

Радиочастотный спектр

По линии подвижной службы было направлено 1000 ЧП на регистрацию в МСРЧ МСЭ.

По линии фиксированной и фиксированной спутниковой службы в международный регистр частот МСЭ направлено 1000 частотных присвоений.

Также были проанализированы 10 Международных частотных информационных циркуляров МСЭ по космическим и наземным службам, из которых по 6 (космические службы) были направлены соответствующие электронные комментарии в МСЭ.

 

По линии радиовещательной службы

В области телевещания рассмотрено 22 обращения на приграничную координацию от Республики Узбекистан и 1 обращение от Республики Казахстан.

Направлено на приграничную координацию в Республику Узбекистан 2 ЦТВ передатчика.

Рассмотрены КЭТД на выделение каналов для эксплуатации 9 ЦТВ передатчиков.

В МСРЧ МСЭ зарегистрировано 9 частотных присвоений.

В области звукового радиовещания рассмотрено 3 обращения на приграничную координацию от Республики Узбекистан и 3 обращения от Республики Казахстан.

Также, Агентством связи за отчетный период проводились следующие работы:

  • проверены листы согласования в количестве 17 частотных присвоений.
  • рассмотрено заявлений на эксплуатацию радиовещательных передатчиков в количестве 11;

Кроме того, 13.06.2019 г. объявлен онлайн аукцион на радиочастотный ресурс ФМ диапазона.

 

По международной защите частотных присвоений на право эксплуатации ЦТВ передатчиков.

В период с января по июнь 2019 года включительно в МСРЧ МСЭ за Кыргызской Республикой закреплено 9 частотных присвоений для ЦТВ.

Таким образом, с начала 2013 года по март 2019 года в МСРЧ МСЭ за Кыргызской Республикой закреплено 363 частотных присвоения для эксплуатации ЦТВ передатчиков по всей территории республики.

 

По международной защите частотных присвоений на право эксплуатации ЦТВ передатчиков.

В период с января по июнь 2019 года включительно в МСРЧ МСЭ за Кыргызской Республикой закреплено 9 частотных присвоений для ЦТВ.

Таким образом, с начала 2013 года по март 2019 года в МСРЧ МСЭ за Кыргызской Республикой закреплено 363 частотных присвоения для эксплуатации ЦТВ передатчиков по всей территории республики.

 

Количество зарегистрированных ЧП в МСРЧ МСЭ по различным службам (BRIFIC)

 

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

3468

4062

3653

2541

4100

958

 

За Ι полугодие 2019 года направлено 2000 ЧП по различным службам. Общее количество зарегистрированных частот составляет 54538 единиц.

По состоянию на Ι полугодие 2019 года, по показателю зарегистрированных частот Кыргызская Республика продолжает занимать второе место из стран СНГ, уступая только Российской Федерации.

 

Финансовые показатели.

Бюджетный счет

Финансирование из бюджета

За I полугодие 2019 года по бюджетным средствам для финансирования расходов Агентства связи из республиканского бюджета выделены средства (кассовый план) в размере 22 125,4   тыс. сом.

Расходы

Кассовые расходы за I полугодие 2019 года составили – 18 452,2 тыс. сом.

 

Специальные средства

Исполнение доходной части

За 1 полугодие 2019 года поступления специальных средств на лицевой счет Агентства связи составили 1 247,4 тыс. сом от выдачи сертификатов соответствия на оборудование и услуги связи, а также на другие технические средства, дающие радиочастотное излучение или являющиеся источником высокочастотных электромагнитных волн.

Расходы по специальному счету за 1 полугодие 2019 года произведены на сумму 7 532,3 тыс. сом. Остаток специальных средств на 01.07.2019 года с учетом остатка на 01.01.2019 года составляет 22 648,3 тыс. сом.

 

Аккумуляционный счет

За I полугодие 2019 года на аккумуляционный счет Агентства связи (в доход республиканского бюджета) фактически поступило 329 214,0 тыс. сом., из них:

 

Наименование платежей

Сумма

Плата за выдачу лицензий

40,0

Плата за развитие отрасли связи

105 791,5

Плата за выдачу, продление и использование номиналов радиочастотного спектра, в том числе

223 355,4

плата за единицу ресурса нумерации

44 838,4

Прочие платежи (выдача допусков)

17,1

Административные штрафы

10,0

Итого

329 214,0

 

 

Основные задачи Комитета на II полугодие 2019 года.

Во II полугодии 2019 года перед Комитетом и его подведомственными организациями стоят четко определенные задачи по отраслевым программам развития в области связи и информационных технологий.

Будут приняты меры по своевременному выполнению задач, отмеченных в «Дорожной карте» по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», Плане действий Правительства КР на 2019 год по реализации Программы Правительства КР «Единство, доверие, созидание», продолжены работы по исполнению Программ и Планов меропрятий Правительства Кыргызской Республики, Плана действий/обязательств председателя Комитета на 2019 год, и реализации других проектов для развития области связи и информационных технологий КР.

  1. Продолжение работ по подготовке и продвижению проектов законов КР, постановлений, распоряжений Правительства КР и других нормативно-правовых актов, в целях создания условий для развития инфраструктуры электронного управления и развития отрасли связи и информационных технологий.
  2. Продолжение работ по инвентаризации нормативных правовых актов отрасли связи и информационных технологий.
  3. В целях развития инфраструктуры проекта «электронного управления», будут продолжены работы по внедрению ИКТ-проектов в соответствии с утвержденными планами мероприятий.
  4. Установление и развитие международного сотрудничества между Комитетом и государственными органами зарубежных стран, а также с международными и региональными организациями в области связи, информатизации и электронного управления.
  5. Участие в деятельности ЕЭК по направлениям, относящимся к компетенциям Комитета на постоянной основе
  6. Расширение охвата территории КР услугами мобильной связи.
  7. Проведение онлайн-аукционов на использование радиочастотного спектра в области оказания услуг связи.
  8. Участие в совместных мероприятиях с заинтересованными государственными органами по ограничению доступа к информационным материалам в сети Интернет, признанным судом экстремистским.
  9. Проведение работ в соответствии с Планом подготовки Службы оповещения связи Гражданской защиты на 2019 год.
  10. Внедрение государственных услуг в электронный формат.
  11. Участие в разработке технических заданий ИКТ-проектов государственных органов КР.
  12. Обеспечение работы национального интеграционного шлюза для взаимодействия с Интегрированной информационной системой внешней и взаимной торговли ЕАЭС.
  13. Осуществление работ по подключению государственных органов КР к СМЭВ «Түндүк» согласно Плану разработки первоочередных баз данных государственных органов КР.
  14. Осуществление координации мероприятий, связанных с подключением к сети Интернет, общеобразовательных учреждений КР.