Благодарственное письмо от Союза банков Кыргызстана проекту ГКИТиС КР «Digital CASA- КР»

11.06.2019

Благодарственное письмо проекту ГКИТиС «Digital CASA- КР»

10 июня 2019 года г. Бишкек. Союз банков Кыргызстана в лице Президента СБК Анвара Абдраева вручил благодарственное письмо проекту ГКИТиС «Digital СASA-Кыргызская Республика» за активное участие и содействие в организации международного финансового форума – BIFF2019.

BIFF 2019 прошел в одном из отелей Бишкека и собрал свыше 200 участников из представителей финансового сектора, государственных служащих, представителей международных организаций, международных финансовых институтов, телеком-партнеров и СМИ. Проект ГКИТиС «Digital CASA – КР» выступил партнером мероприятия. Основная тема форума – «Современные тренды финансового рынка. Вызовы и перспективы». Две основные секции мероприятия: 1. Цифровизация финансовых сервисов в регионах 2. Зеленая экономика и устойчивое финансирование. Форум был приурочен к объявленному 2019 - годом развития регионов страны и цифровизации. Мероприятие посетили представители финансовых институтов Узбекистана, Казахстана, России, Украины, Беларуси, Китая, Азербайджана, Таджикистана, Армении, Монголии и других стран. На форуме выступили международные спикеры из IFC, ПРООН, SAP, регионального офиса «Лаборатории Касперского», MasterCard и другие.

Дастан Догоев. Председатель ГКИТиС КР: «Сегодня наша страна не на словах, а на деле активно включается в мировые тренды и переходит к цифровизации. На уровне государства этой трансформацией управляет проект «Digital CASA-Кыргызская Республика». Финансовый сектор является одним из ключевых партнеров данного проекта. Сегодня мы отчетливо понимаем, что именно в сотрудничестве с этим сектором возможно активно форсировать становление цифровой экономики посредством развития интернет-торговли, актуализации и заложения основ законодательной базы с учетом цифровых трендов, а также объединения усилий для запуска цифровых решений, повышения цифровых финансовых навыков и ведения просветительской кампании в поддержку управления изменениями».

Антон Бороздин. Директор по развитию бизнеса Mastercard в странах Центральной Азии:

«Платёжный мир изменяется, и возникают новые правила для новой игры. Мы находимся в «новом нормальном», где старые правила больше не действуют. Новые технологии развиваются с экспоненциальной скоростью, и все больше затягивают в цифровую эпоху. Переход в цифровые платежи – самое крупное изменение платежной системы после появления банковских карт. Цифровая торговля растёт в два раза быстрее, чем традиционная, чему способствует увеличение рынка интернет вещей (устройств, способных взаимодействовать между собой и иметь выход в интернет). На сегодняшний день потребители в большинстве случаев имеют несколько устройств для выхода в интернет и осуществления там покупок, что позволяет изменять структуру платежей: (1) происходит модернизация инфраструктуры; (2) идёт активный переход от продуктов к оказанию услуг; (3) возникают альтернативные виды платежей; (4) возникают новые сети. Однако такое активное расширение способствует и увеличению рисков кибер-безопасности, что требует увеличения значения идентификации и аутентификации. Технология AR / VR становится все более популярной, голосовые помощники становятся неотъемлемой частью нашей жизни, увеличивая проникновение голосовой коммерции, персонализированный подход становится наиболее ценным для современного потребителя. Использование ботов для онлайн коммерции уже считается обязательным, а подписки и подписные компании выходят на новый уровень и становятся неотъемлемой частью коммерции в интернете. Таким образом, гибкая адаптация ко скорости изменений, безопасность и удобство проведения платежей становятся залогом успешных транзакций в будущем».

Семён Попов, Директор компании SAP Центральная Азия:«Технологии изменили принципы поиска информации и принятия решений о приобретении товара, способах его оплаты. Наряду с поведением потребителя меняется и модель взаимодействия компаний с клиентами: задача найти и удержать лояльного покупателя становится все сложнее. В эпоху цифровизации банки должны принимать новые правила игры так же, как и другие отрасли. Тем более, что появляются конкуренты из нефинансового сектора: создать мобильное приложение и платежный сервис может сегодня не только банк. Успешные примеры есть и у онлайн-ритейлеров, и даже у социальных сетей. Специалисты и эксперты SAP сегодня уже знают, как с помощью технологий машинного обучения, блокчейна, роботизации и искусственного интеллекта банки могут трансформировать свой бизнес и выигрывать в конкурентной борьбе. Мы также убеждены, что в эпоху экономики впечатлений именно грамотное управление данными, соблюдение норм этики и прозрачности в общении будут повышать доверие и формировать положительную репутацию бренда».

Талант Омуралиев, заместитель Председателя ЗАО «Межбанковский процессинговый центр – оператор Национальной платежной системы «Элкарт»:

«Успех цифровизации состоит из 3-х компонентов: наличия технологий, правильного регулирования и самого продвижения продуктов фин. сектором в регионы. Учитывая, что у «Элькарт» – статус национальной платежной системы, у нас есть все технические и технологические возможности и наработки. Мы готовы предоставить их рынку в случае, если проблемы нормативного характера будут решены. Сейчас, к сожалению, у нас компонент регулирования отсутствует – поэтому наблюдается серьезный дисбаланс: цифровые технологии хорошо развиваются в столице и, при этом, колоссальное отставание существует в регионах страны! Решение вопроса дистанционной идентификации и введение понятия цифрового контракта – эти 2 компонента могли бы очень сильно продвинуть цифровые технологии в регионы. Здесь многие путают базу данных биометрическую с банковской. Нужно четко понимать: идентификация государства и идентификация, которая требуется в финансовом секторе, регулируются разными законами. Вторая отталкивается от Закона КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов». Данный закон требует физического присутствия клиента по каждому его обращению и, соответственно, ограничивает возможности выхода финансовой системы в онлайн. Пока ни появятся аналоги требуемых документов в цифровом виде, которые будут признаваться по закону, двигаться в сторону цифровизации регионов банки не смогут. Мы все говорим о цифровизации, а она возможна только при изменении нормативной базы».

Денис Юдин, директор по продажам Colvir в России и странах СНГ:

«В последние годы цифровизация – ключевая тема всех форумов. При этом, под этим словом подразумевается широкий набор понятий – от создания качественного интернет- и мобильного банкинга до настройки цифровых каналов и процессов, подстройки законодательства, в том числе – для того, чтобы клиенты по-настоящему чувствовали себя внутри цифрового банковского сообщества. Ведь, одно дело, когда у тебя есть мобильное приложение, в котором ты что-то сделал, но потом тебе все равно надо прийти в банк, чтобы подписать нужный документ, и другое дело – когда ты, сидя на диване у телевизора, можешь абсолютно все банковские услуги получить и забыть уже навсегда о банковских отделениях. На наш взгляд, это касается и физических, и юридических лиц, т.к. юр. лица тоже хотят и должны эти фин. сервисы получать.

Наша компания уже 19 лет автоматизирует банки по всему СНГ. Начинали с самых основ, сейчас мы специализируемся в создании цифрового банка, который является таковым не только снаружи, но и внутри. На сегодняшний день цифровой банк уже не может быть таким, когда создано просто красивое приложение с возможностью заказать, например, выпуск карты, а потом – 3х-дневный процесс в банке, когда там мальчики-девочки носят бумажные документы между различными отделами. Т.е. цифровой банк сегодня должен как снаружи обладать цифровыми процессами и способами коммуникации, простыми и быстрыми, так и внутри.

Безусловно, в успехе цифровизации важна работа и по повышению технологической грамотности населения. Сегодня смартфоны повсюду, но, при этом, мы видим по всему СНГ, что менталитет людей еще таков: получили зарплату на карту, в этот же день сняли ее наличными – положили под подушку и живем. В такой экосистеме, конечно, никакого цифрового банка не построить. Поэтому важен рост финансовой грамотности населения, рост доверия банкам – для того, чтобы деньги были на счетах. (И это – одни из ключевых задач не только банков, но и государства). Только тогда можно будет говорить, что банк по-настоящему цифровой и экономика – цифровая».

Анвар Абдраев, Президент ОЮЛ «Союз банков КР»«Банковской системе в рамках инициативы Президента страны отводится важная роль как основе финансовой системы. В президентских инициативах некоторые предложения нашего сектора в поддержку устойчивого развития уже нашли свое отражение. Но мы понимаем, что области и широта нашего сотрудничества и вовлечения в трансформационные процессы еще до конца не определены. Поэтому, благодаря различным мероприятиям и, в частности, данному форуму, мы активно консолидируем позицию финансового сектора для эффективного партнерства и встраивания наших инновационных предложений в процессы развития сектора и страны».

По итогам мероприятия в резолюцию BIFF2019 в секторе цифровизации вошли пункты, касающиеся разработки законодательной базы, направленной на создание условий и стимулов для развития и внедрения цифровых финансовых сервисов в стране; открытия банковских/платежныех API; признания идентификации по банковским картам по принципу 3 DS аналогом квалифицированной электронной подписи; введения в НПА определений и значения цифрового контракта, как заменителя бумажных версий соответствующих документов; развития QR-платежей; подготовки постановления Правительства КР о реализации безналичной оплаты государственных услуг через онлайн сервисы; создания условий для развития электронной коммерции; усиления работы по осведомленности населения и др.