Документы - Законы КР

Закон КР от 19 июля 2017 года № 127 "Об электронном управлении"

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\755ea745-22cd-4645-a36a-a8fa0bb307a3\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 19 июля 2017 года № 127

Об электронном управлении

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

15 июня 2017 года

 

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет порядок электронного управления в Кыргызской Республике.

2. Под электронным управлением в Кыргызской Республике понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций и граждан по принятию юридически значимых решений и совершению юридически значимых действий с использованием электронных документов и иной информации в электронной форме.

3. Настоящий Закон применяется к отношениям по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, использованию государственной инфраструктуры электронного управления, осуществлению электронного управления в иных областях.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

Используемые для целей настоящего Закона понятия означают следующее:

1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, использования, предоставления, распространения информации;

3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) обладатель информации - лицо (физическое или юридическое, в том числе Кыргызская Республика и муниципальные образования), самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к определенной информации;

5) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

6) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

7) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

8) документ - зафиксированная на материальном носителе документированная информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или ее материальный носитель;

9) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин;

10) электронный образ бумажного документа (электронный образ) - информация в электронной форме, представляющая собой сканированный или фотографический образ документа на бумажном носителе, преобразованный с помощью технических средств в электронную форму как единое целое, без внесения изменений в содержание сканируемого документа на бумажном носителе.

Внимание! Пункт 10 статьи 2 настоящего Закона действует до 1 января 2021 года.

Статья 3. Задачи электронного управления в Кыргызской Республике

Задачами электронного управления в Кыргызской Республике являются:

1) создание условий для эффективного и устойчивого взаимодействия физических и юридических лиц с государством, развитие технической и технологической основы становления информационного общества;

2) устранение коррупциогенных факторов в системе управления государством и в бизнесе;

3) создание условий для беспрепятственного и своевременного получения гражданами качественных услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также необходимой для этого информации;

4) обеспечение полноценной прозрачности органов государственного управления;

5) обеспечение информационной безопасности Кыргызской Республики.

Статья 4. Принципы электронного управления

1. Электронное управление осуществляется в целях реализации и защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Не допускается переход к электронному управлению в случаях, когда это создает угрозу нарушения прав и законных интересов человека и гражданина. Государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, иные организации обязаны убедиться в надежности и безопасности средств электронного управления до начала их использования.

2. Физические лица вправе по своему усмотрению выбирать электронную или иную форму взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления. Содержание и осуществление прав физических лиц не может быть поставлено в зависимость от того, в какой форме (электронной или иной) они осуществляют взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления.

3. Участники электронного управления вправе по своему усмотрению использовать любые информационные технологии, если при их использовании выполняются требования, установленные настоящим Законом и иными законами Кыргызской Республики.

4. Форматы электронных документов и информационные технологии обмена электронными документами, используемые в электронном управлении, должны обеспечивать возможность использования таких электронных документов всеми заинтересованными участниками электронного управления.

5. Информация об электронном управлении, в том числе о способах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, о способах направления в государственные органы, органы местного самоуправления запросов, обращений или иных сообщений является общедоступной. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны публиковать такую информацию на своих сайтах в Интернете и предоставлять по запросам граждан и организаций.

Глава 2. Государственное регулирование электронного управления

Статья 5. Организация государственного регулирования электронного управления

1. Государственное регулирование электронного управления в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, иными законами Кыргызской Республики, указами Президента Кыргызской Республики осуществляется Правительством Кыргызской Республики.

2. Координацию перехода к электронному управлению в Кыргызской Республике осуществляют:

1) Совет по электронному управлению и развитию информационно-коммуникационных технологий при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Совет), являющийся высшим органом по координации перехода к электронному управлению в Кыргызской Республике;

2) Межведомственная комиссия по координации информатизации (далее - Комиссия), обеспечивающая межведомственное согласование и координацию ведомственных проектов перехода к электронному управлению в органах исполнительной власти Кыргызской Республики, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в том числе в процессе внедрения и предоставления электронных государственных и муниципальных услуг.

3. Организационно-методическое, информационно-аналитическое и техническое обеспечение перехода к электронному управлению в Кыргызской Республике осуществляет уполномоченный орган в сфере электронного управления (далее - уполномоченный орган).

4. Иные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, иные организации самостоятельно определяют порядок электронного управления в рамках своей организации, если иное не установлено настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним актами Правительства Кыргызской Республики.

5. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе заключать соглашения, определяющие порядок осуществления электронного управления в отношениях между ними. Условия таких соглашений являются обязательными для всех сторон соглашения.

Статья 6. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в области электронного управления

1. Правительство Кыргызской Республики обеспечивает реализацию единой государственной политики в области электронного управления.

2. Правительство Кыргызской Республики:

1) рассматривает и утверждает программы и планы перехода к электронному управлению в Кыргызской Республике и осуществляет контроль за их реализацией;

2) утверждает положения о Совете, Комиссии и уполномоченном органе, включающие, в том числе, полномочия и порядок формирования указанных органов, обеспечивает формирование перечисленных органов и осуществляет контроль за их деятельностью;

3) утверждает персональный состав Совета, назначает на должность руководителя уполномоченного органа (по представлению Совета);

4) утверждает правила использования государственного портала электронных услуг, включая правила размещения, актуализации и получения информации на портале;

5) утверждает требования к системе межведомственного электронного взаимодействия, включая требования к системе справочной информации, а также порядок подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия и требования к форматам данных и интерфейсам обмена данными системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней информационных систем;

6) утверждает требования к реквизитам и форме (формату) представления информации в электронных документах государственных органов, органов местного самоуправления, а также в электронных документах, являющихся обращениями в государственные органы и органы местного самоуправления;

7) утверждает положение о единой системе идентификации, включая правила использования простых электронных подписей при обращении в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе правила создания и выдачи ключей простых электронных подписей, а также перечень органов и организаций, имеющих право на создание и выдачу ключей простых электронных подписей в целях обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

8) определяет виды электронных подписей, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, а также для обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

9) утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, а также требования к защите содержащейся в их базах данных информации;

10) утверждает требования к государственным центрам обработки данных и соединяющих их каналам связи, в том числе требования по их защищенности и устойчивости, а также порядок включения центров обработки данных и соединяющих их каналов связи в состав государственной инфраструктуры электронного управления;

11) утверждает положение о государственной системе электронных сообщений и правила ее использования;

12) утверждает положение о государственной системе электронных платежей, включая правила подключения к данной системе;

13) устанавливает требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов, включая перечень мер, направленных на обеспечение соблюдения прав субъектов персональных данных и меры по защите информации в соответствии с настоящим Законом, в том числе меры по ограничению доступа к конфиденциальной информации, имеющейся в базовых государственных информационных ресурсах;

14) утверждает порядок формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов;

15) устанавливает правила ведения реестра государственной инфраструктуры электронного управления, в том числе правила включения элементов инфраструктуры в реестр и исключения их из реестра.

Статья 7. Совет

1. Целью деятельности Совета является разработка и обсуждение политики Кыргызской Республики в области электронного управления. Решения Совета, принятые им в пределах своей компетенции, утверждаются актами Правительства Кыргызской Республики и обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами, организациями и гражданами.

2. Полномочия Совета:

1) рассмотрение предложений по вопросам перехода к электронному управлению, в том числе к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

2) подготовка и обсуждение программ и планов перехода к электронному управлению в Кыргызской Республике;

3) согласование проектов правовых актов в области электронного управления, отнесенных к компетенции Правительства Кыргызской Республики, а также проектов законов в области электронного управления;

4) мониторинг выполнения настоящего Закона, иных законов Кыргызской Республики, актов Президента и Правительства Кыргызской Республики в области электронного управления;

5) контроль и надзор за деятельностью Комиссии и уполномоченного органа;

6) согласование проектов стандартов и административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. При осуществлении своих полномочий Совет вправе направлять иным государственным органам, органам местного самоуправления и организациям запросы о предоставлении информации, а также требовать личного участия руководителей указанных органов и организаций в заседании Совета. Запросы и требования Совета, направленные по вопросам электронного управления, обязательны для исполнения всеми органами и организациями Кыргызской Республики. Ответственным секретарем Совета является руководитель уполномоченного органа.

4. Совет ежегодно публикует на своем сайте в Интернете отчет о реализации планов и программ перехода к электронному управлению за истекший год, включая сведения о принятых по предложению Совета нормативных правовых актах в области электронного управления и результатах мониторинга исполнения указанных актов, а также о затратах на переход к электронному управлению в Кыргызской Республике.

Статья 8. Комиссия

1. Комиссия является постоянно действующим рабочим органом Совета. Целью Комиссии является текущая координация деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных предприятий и учреждений в процессе перехода к государственному управлению, в том числе в процессе внедрения и предоставления электронных государственных и муниципальных услуг.

2. Комиссия возглавляется председателем, который организует работу и проводит заседания Комиссии, представляет Комиссию в Совете и иных государственных органах. Председатель Комиссии несет персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных правовыми актами, в том числе решениями Совета на Комиссию. Ответственным секретарем Комиссии является руководитель уполномоченного органа.

3. В состав Комиссии включаются:

1) заместители министров, руководителей административных ведомств всех министерств, государственного комитета, административных ведомств, входящих в структуру Правительства Кыргызской Республики, мэрий городов Бишкек и Ош, уполномоченные приказами руководителей и ответственные за подготовку и реализацию внутренних планов перехода к электронному управлению;

2) ответственные сотрудники в сфере информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий - должностные лица всех министерств, государственного комитета, административных ведомств, входящих в структуру Правительства Кыргызской Республики, ответственные за техническую сторону перехода к электронному управлению.

4. Работа Комиссии организуется в виде заседаний Комиссии и заседаний рабочих групп Комиссии. Члены Комиссии обязаны участвовать в ее заседаниях и заседаниях рабочих групп, в которые они включены.

Решения Комиссии принимаются большинством голосов и обязательны для исполнения всеми членами Комиссии. Члены Комиссии несут персональную ответственность за выполнение решений Комиссии.

5. Комиссия в рамках своих полномочий:

1) осуществляет межведомственное согласование позиций и планов государственных органов и органов местного самоуправления на основе коллегиальности и взаимоприемлемости принимаемых решений;

2) обеспечивает поиск и согласование наилучших организационно-технических решений, необходимых для реализации утвержденных программ и планов перехода к электронному управлению, исполнения решений Совета и иных правовых актов в области электронного управления;

3) разрабатывает стандарты межведомственного взаимодействия в рамках единой инфраструктуры электронного управления и обеспечивает их реализацию;

4) согласовывает и обеспечивает исполнение внутренних ведомственных планов ("дорожных карт") реализации утвержденных программ и планов перехода к электронному управлению, исполнения решений Совета и иных правовых актов в области электронного управления;

5) ведет единый глоссарий терминов в области электронного управления, согласовывает определения терминов для их включения в глоссарий;

6) разрабатывает и публикует, с учетом имеющегося международного и национального опыта, нормативно-технические документы и рекомендации в области электронного управления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

7) по мере необходимости привлекает к своей работе, к работе рабочих групп соответствующих специалистов, международных экспертов.

6. Председатель Комиссии представляет Совету отчет о работе Комиссии на каждом заседании Совета. Отчеты о работе Комиссии подлежат опубликованию на сайте Комиссии в Интернете.

Статья 9. Уполномоченный орган

1. Целью деятельности уполномоченного органа является организационно-методическое, информационно-аналитическое и техническое обеспечение перехода к электронному управлению в Кыргызской Республике.

2. В рамках установленных целей деятельности уполномоченный орган осуществляет следующие функции:

1) обеспечение деятельности Совета и Комиссии, в том числе выполнение функций секретариата Совета и Комиссии;

2) содействие государственным органам и органам местного самоуправления при переходе к электронному управлению, в том числе при разработке и согласовании ими регламентов, стандартов, процедур оказания электронных государственных и муниципальных услуг, создании инструментов открытого и подотчетного управления, механизмов использования моделей открытых данных на основе современных информационных технологий, разработке методик оценки эффективности реализации инициатив в области открытости и подотчетности, создании порталов открытых данных;

3) разработка требований к технико-экономическим обоснованиям, техническим спецификациям, техническим заданиям на закупку (модернизацию) информационных систем и технологий для государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений;

4) обеспечение создания инфраструктуры электронного управления;

5) проведение целевого анализа и подготовка предложений по совершенствованию действующей нормативной правовой базы для эффективного внедрения электронного управления, в том числе по совершенствованию процедур оказания электронных государственных и муниципальных услуг, процедур межведомственного взаимодействия;

6) определение и мониторинг ключевых показателей эффективности электронного управления, в том числе эффективности предоставления и использования электронных государственных и муниципальных услуг;

7) участие в разработке и содействие реализации мер по обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем и информационных ресурсов электронного управления;

8) участие в разработке методик обучения, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в области электронного управления, участие в разработке методик проверки знаний и навыков государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных предприятий и учреждений в области электронного управления;

9) предоставление экспертных и консультационных услуг в области электронного управления, включая обучение, по запросам государственных и муниципальных органов и организаций;

10) участие в развитии международного сотрудничества в сфере электронного управления.

Глава 3. Основы электронного управления

Статья 10. Информация и информационные технологии в электронном управлении

1. Электронное управление в Кыргызской Республике осуществляется на основе полной, достоверной и актуальной информации. Обязанность обеспечить полноту, достоверность и актуальность информации при осуществлении электронного управления возлагается на обладателя данной информации.

2. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, а равно обрабатываться в этих целях, за исключением информации, отнесенной к государственным секретам.

3. Законами Кыргызской Республики в целях, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики, могут устанавливаться ограничения на сбор, распространение и предоставление информации определенного содержания или представленной в определенной форме, а также ограничения на использование отдельных информационных технологий.

Статья 11. Права и обязанности обладателя информации

1. Обладатель информации, если иное не предусмотрено законом, вправе:

1) по своему усмотрению разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) предоставлять информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

2. Обладатель информации обязан:

1) содействовать иным лицам в осуществлении принадлежащего им права на доступ к информации;

2) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

3. Обладатель информации вправе, если иное не предусмотрено законом, обусловить предоставление информации другому лицу обязанностью этого лица не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (требование о соблюдении конфиденциальности информации). Получатель информации, нарушивший требование о соблюдении конфиденциальности информации, обязан возместить обладателю информации убытки, причиненные таким нарушением, за исключением случаев, когда:

1) информация является общедоступной или становится таковой не вследствие нарушения получателем информации своих обязанностей;

2) информация была ранее самостоятельно разработана получателем или получена от третьих лиц без требования о соблюдении ее конфиденциальности.

Статья 12. Общедоступная информация и открытые данные

1. Информация является общедоступной, если доступ к ней не ограничен в соответствии с законом или решением обладателя информации.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при условии соблюдения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также ограничений, установленных законом на распространение, предоставление, использование, иную обработку отдельных видов информации.

3. Обладатель информации вправе обусловить дальнейшее распространение информации, сделанной им общедоступной, обязанностью указывать себя в качестве источника такой информации.

4. Информация, в том числе распространяемая посредством Интернета, в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является открытыми данными.

Статья 13. Конфиденциальная информация

1. Конфиденциальной признается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом или решением обладателя информации. Законами Кыргызской Республики доступ к информации ограничивается только в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод физических и юридических лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям.

2. К конфиденциальной информации относятся сведения:

1) о частной жизни человека;

2) о содержании переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений;

3) составляющие коммерческую тайну;

4) о материалах предварительного расследования, иные сведения, доступ к которым ограничивается в соответствии с процессуальным законодательством;

5) составляющие налоговую, банковскую, медицинскую, адвокатскую, журналистскую тайну, тайну усыновления и тайну страхования, иную профессиональную тайну;

6) иные сведения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Ограничение доступа к информации, относящейся к государственным секретам, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственных секретах.

4. Лица, нарушившие установленные в соответствии с законом или решением обладателя информации ограничения доступа к информации, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о стихийных бедствиях, катастрофах и чрезвычайных происшествиях, угрожающих здоровью граждан, об иных обстоятельствах, создающих угрозу нарушения прав и законных интересов граждан, угрозу их личной безопасности;

3) информации о состоянии окружающей среды;

4) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, отнесенных к государственным секретам);

5) данным о нарушениях закона государственными органами и должностными лицами;

6) информации в открытых фондах библиотек, музеев и архивов.

Статья 14. Распространение информации и предоставление информации

1. В Кыргызской Республике распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Кыргызской Республики.

2. Распространяемая информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При распространении информации посредством сети Интернет распространитель информации должен обеспечивать возможность связаться с ним или с обладателем информации посредством электронной почты или иным аналогичным образом.

3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается нормативным правовым актом или соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются законом.

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 15. Особенности доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики, юридических лиц с участием государства и муниципальных образований, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов

1. Государственные органы и органы местного самоуправления, юридические лица с участием государства или муниципальных образований, а также юридические лица, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием Интернета, к информации о своей деятельности в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики". Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

2. Информация, находящаяся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики, юридических лиц с участием государства и муниципальных образований, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, предоставляется бесплатно, если иное не установлено законом.

Статья 16. Электронные документы

1. Обмен электронными документами в электронном управлении осуществляется с использованием каналов связи, позволяющих с достоверностью установить участников электронного управления, отправивших и получивших электронный документ.

2. Требования к реквизитам и форме (формату) представления информации в электронных документах государственных органов, органов местного самоуправления, а также в электронных документах, являющихся обращениями в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

3. Использование электронной подписи в электронном управлении осуществляется в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики "Об электронной подписи".

4. Виды электронных подписей, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, а также для обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

5. Правила использования простых электронных подписей при обращении в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе правила создания и выдачи ключей простых электронных подписей, а также перечень органов и организаций, имеющих право на создание и выдачу ключей простых электронных подписей в целях обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. Такие правила должны предусматривать в том числе:

1) требования, которым должны соответствовать простые электронные подписи и (или) технологии их создания;

2) способы установления личности лица при выдаче ему ключа простой электронной подписи в целях обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

6. Государственными органами, органами местного самоуправления должны обеспечиваться:

1) возможность бесплатного получения любыми лицами ключей простых электронных подписей для обращения в эти органы;

2) отсутствие необходимости использования физическими и юридическими лицами программных и аппаратных средств, специально предназначенных для обращения в государственные органы, органы местного самоуправления с использованием простых электронных подписей.

7. Обращение и приложенные к нему документы, подписанные простой электронной подписью и поданные заявителем с соблюдением требований части 5 настоящей статьи, признаются равнозначными обращению и иным документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе, за исключением случаев, если законами или иными нормативными правовыми актами установлен запрет на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления в электронной форме.

Статья 17. Информационные системы

1. Владельцем информационной системы признается лицо, организовавшее ее создание и эксплуатацию посредством приобретения технических средств, приобретения или разработки информационных технологий, создания и ведения баз данных.

2. В зависимости от того, кто является их владельцем, различают государственные, муниципальные и иные информационные системы. Полномочия владельцев информационных систем, принадлежащих Кыргызской Республике и муниципальным образованиям, осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Порядок создания и эксплуатации информационной системы, в том числе требования по защите информации в информационной системе, определяется ее владельцем, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики.

4. Владелец информационной системы может осуществлять ее эксплуатацию самостоятельно либо возложить эту функцию на иное лицо - оператора информационной системы. Владелец информационной системы (либо государственный орган, орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия владельца информационной системы), не возложивший функцию по ее эксплуатации на иное лицо, признается оператором данной информационной системы.

Глава 4. Государственная инфраструктура электронного управления

Статья 18. Состав государственной инфраструктуры электронного управления

1. Государственная инфраструктура электронного управления представляет собой упорядоченную совокупность используемых в электронном управлении государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и организациями информационных технологий и технических средств.

2. Государственная инфраструктура электронного управления формируется на следующих уровнях:

1) инфраструктурный уровень, образуемый государственными центрами обработки данных и соединяющими их каналами связи;

2) уровень приложений, образуемый программами для электронных вычислительных машин и базами данных, используемыми в электронном управлении;

3) уровень данных, состоящий из хранимых, получаемых, передаваемых или иным образом обрабатываемых в электронном управлении информации и электронных документов;

4) уровень сервисов, в рамках которого инфраструктура, программное обеспечение, данные используются для предоставления государственных и муниципальных услуг, выполнения государственных и муниципальных функций, осуществления иной не запрещенной законом деятельности в рамках электронного управления.

3. В состав государственной инфраструктуры электронного управления входят:

1) государственный портал электронных услуг;

2) система межведомственного электронного взаимодействия;

3) единая система идентификации;

4) государственные центры обработки данных и соединяющие их каналы связи;

5) государственная система электронных сообщений;

6) государственная система электронных платежей;

7) базовые государственные информационные ресурсы;

8) инфраструктура открытых данных, формируемая в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики";

9) инфраструктура пространственных данных и адресного регистра, формируемая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о геодезии и картографии;

10) иные государственные информационные системы.

4. Включение информационных систем, центров обработки данных, иных элементов в состав государственной инфраструктуры электронного управления осуществляется:

1) в отношении элементов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Закона - на основании акта Правительства Кыргызской Республики;

2) в отношении элементов, вводимых в эксплуатацию в соответствии с настоящим Законом - на основании акта Правительства Кыргызской Республики.

5. Реестр государственной инфраструктуры электронного управления является базовым государственным информационным ресурсом.

6. Создание, развитие и эксплуатация государственной инфраструктуры электронного управления осуществляются с учетом требований, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О государственных закупках".

Статья 19. Государственные информационные системы

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных законодательством целях.

2. Установленные настоящим Законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики о местном самоуправлении.

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О государственных закупках".

4. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе информации, предоставляемой физическими лицами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Случаи обязательного предоставления информации в государственные информационные системы устанавливаются законом.

5. Правительство Кыргызской Республики утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, а также требования к защите содержащейся в их базах данных информации.

6. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

Статья 20. Базовые государственные информационные ресурсы

1. В целях использования в электронном управлении актуальной, точной и полной информации; однократного сбора и многократного использования информации в Кыргызской Республике создаются и используются базовые государственные информационные ресурсы.

2. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе запрашивать у иных лиц информацию, имеющуюся в базовых государственных информационных ресурсах, только для целей актуализации сведений в базовых государственных информационных ресурсах.

3. К базовым государственным информационным ресурсам относятся:

1) реестры государственных и муниципальных услуг;

2) реестр государственной инфраструктуры электронного управления;

3) государственный реестр населения;

4) реестр прав на недвижимое имущество;

5) реестр транспорта;

6) реестр юридических лиц;

7) иные государственные информационные ресурсы и реестры, отнесенные к базовым государственным информационным ресурсам в соответствии с законами Кыргызской Республики и актами Правительства Кыргызской Республики.

4. Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов определяются Правительством Кыргызской Республики. Указанные требования должны содержать перечень мер, направленных на обеспечение соблюдения прав субъектов персональных данных и меры по защите информации в соответствии с настоящим Законом, в том числе меры по ограничению доступа к конфиденциальной информации, имеющейся в базовых государственных информационных ресурсах. Сведения о базовых государственных информационных ресурсах и о порядке доступа к сведениям базовых государственных информационных ресурсов включаются в реестр базовых государственных информационных ресурсов, порядок формирования, актуализации и использования которого определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 21. Государственный портал электронных услуг

1. Государственный портал электронных услуг (портал) является государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенных для распространения с использованием Интернета и включенных в единый реестр государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

2. Портал обеспечивает:

1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, содержащихся в административных регламентах государственных и муниципальных услуг, включенных единый реестр государственных услуг и реестры муниципальных услуг;

2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;

3) возможность подачи заявителем запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;

4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

5) возможность получения заявителем результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено законом;

6) возможность оплаты заявителем предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законом.

Внимание! Пункты 3-6 части 2 статьи 21 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2018 года.

3. Правительством Кыргызской Республики могут быть предусмотрены иные функции, выполнение которых обеспечивается порталом.

4. Оператором портала является орган, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики.

Статья 22. Система межведомственного электронного взаимодействия

1. Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает обмен информацией между государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и организациями при осуществлении электронного управления, в том числе при оказании электронных государственных и муниципальных услуг.

2. Оператором системы межведомственного электронного взаимодействия является орган, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики.

3. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и организации, оказывающие государственные и муниципальные услуги или участвующие в их оказании, обязаны обеспечить возможность обмена информацией с информационными системами таких органов и организаций посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

4. Система межведомственного электронного взаимодействия создается, развивается и эксплуатируется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Кыргызской Республики на основе мировых подходов к организационно-технологическому построению информационного взаимодействия в электронном управлении, решений Совета и Комиссии.

5. Перечень документов и информации, передаваемых посредством межведомственного электронного взаимодействия, устанавливается регламентами электронных государственных услуг в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственных и муниципальных услугах".

6. В составе системы межведомственного электронного взаимодействия создается система справочной информации, предназначенная для автоматизированного формирования, актуализации и использования государственных реестров, а также размещения, хранения и актуализации информации технического характера, используемой в межведомственном электронном взаимодействии для обеспечения единообразного представления объектов информационного обмена, сведения о которых содержатся в государственных и муниципальных информационных ресурсах и используются в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и которая функционирует с учетом требований к информационной среде в сфере систематизации и кодирования информации.

Статья 23. Единая система идентификации

1. Единая система идентификации обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах.

2. Единая система идентификации используется для реализации следующих функций:

1) идентификация сведений об участниках информационного взаимодействия, в том числе с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, посредством сравнения идентификатора участника информационного взаимодействия или идентификатора его информационной системы, вводимых в единой системе, со сведениями о данном участнике или о его информационной системе, содержащимися в соответствующем базовом информационном ресурсе;

2) аутентификация сведений об участниках информационного взаимодействия (сведений об их информационных системах), в том числе с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, посредством проверки принадлежности участнику информационного взаимодействия или его информационной системе введенного им идентификатора, а также подтверждения подлинности идентификатора;

3) авторизация участников информационного взаимодействия - в части ведения и предоставления информации о их полномочиях в отношении информационных систем, доступ к которым ими запрашивается;

4) формирование перечня прошедших идентификацию и аутентификацию участников информационного взаимодействия, органов и организаций, а также их идентификаторов в регистрах единой системы, сформированных в том числе с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей;

5) проверка достоверности идентификационных данных;

6) передача идентификационных данных в информационные системы с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия;

7) изготовление (генерация) кода активации и ключа простых электронных подписей для регистрации в единой системе идентификации лиц, обращающихся за оказанием государственных и муниципальных услуг.

3. Информационная система главного удостоверяющего центра в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об электронной подписи" является составной частью единой системы идентификации.

4. Оператором единой системы идентификации является орган, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики.

Статья 24. Государственные центры обработки данных

1. Государственные центры обработки данных и соединяющие их каналы связи предназначены для размещения и функционирования государственных информационных систем.

2. В составе государственной инфраструктуры электронного управления могут использоваться центры обработки данных и соединяющие их каналы связи, как построенные за счет средств республиканского и местных бюджетов, так и используемые на основании договоров аренды, оказания услуг, иной договорной основе.

3. Требования к государственным центрам обработки данных и соединяющим их каналам связи, включая требования к устойчивости и защищенности, а также порядок включения центров обработки данных и соединяющих их каналов связи в состав государственной инфраструктуры электронного управления устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 25. Государственная система электронных сообщений

1. Государственная система электронных сообщений обеспечивает возможность направления официальных сообщений граждан и организаций в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам и получения официальных сообщений гражданами и организациями от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц в форме электронных документов.

2. Оператором государственной системы электронных сообщений является орган, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики.

3. Государственная система электронных сообщений функционирует во взаимодействии с государственным порталом электронных услуг, системой межведомственного электронного взаимодействия и единой системой идентификации.

4. Граждане и организации осуществляют доступ к государственной системе электронных сообщений через государственный портал электронных услуг, а также посредством подвижной радиотелефонной связи, в том числе посредством отправки и получения коротких сообщений (SMS).

5. Государственные органы, органы местного самоуправления осуществляют доступ к государственной системе электронных сообщений через систему межведомственного электронного взаимодействия. В случае если государственный орган, орган местного самоуправления не имеет подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия, доступ к государственной системе электронных сообщений осуществляется им по Интернету через электронный кабинет этого органа.

Внимание! Положения статьи 25 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2018 года.

Статья 26. Государственная система электронных платежей

1. Государственная система электронных платежей предназначена для обмена информацией об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, иных платежей в пользу республиканского или местных бюджетов.

2. Создание, ведение, развитие и обслуживание государственной системы электронных платежей осуществляется государственным органом, уполномоченным Правительством Кыргызской Республики.

3. Положение о государственной системе электронных платежей утверждается Правительством Кыргызской Республики. Положением определяется:

1) перечень информации, необходимой для совершения оплаты за государственные и муниципальные услуги, а также совершения иных платежей, включая подлежащую уплате сумму, порядок получения и предоставления такой информации;

2) перечень информации, подтверждающей совершение оплаты за государственные и муниципальные услуги, а также совершение иных платежей, включая уплаченную сумму, порядок получения и предоставления такой информации;

3) порядок доступа к государственной системе электронных платежей.

4. Банк, иная кредитная организация, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в государственную систему электронных платежей.

5. Государственные и муниципальные учреждения после осуществления начисления суммы, подлежащей оплате заявителем за предоставляемые услуги, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики, обязаны незамедлительно направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в государственную систему о государственных и муниципальных платежах.

Внимание! Положения статьи 26 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2018 года.

Глава 5. Защита прав в сфере электронного управления

Статья 27. Защита права на доступ к информации

1. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, Акыйкатчы (Омбудсмену) Кыргызской Республики или вышестоящему должностному лицу, в последующем - в суд.

2. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение морального вреда, причиненного нарушением права на доступ к информации, осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков.

Статья 28. Защита прав обладателя информации

1. Защита прав обладателя информации осуществляется путем:

1) внедрения технических мер защиты информации;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3) принуждения получателя информации к исполнению его обязанности или законного требования обладателя информации;

4) возмещения убытков, в том числе причиненных нарушением законно установленных ограничений доступа к информации, а также требований о соблюдении конфиденциальности информации и об указании источника распространяемой информации;

5) компенсации морального вреда;

6) неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

7) иными способами, предусмотренными законом.

2. Меры, предусмотренные пунктами 4 и 5 часта 1 настоящей статьи, не применяются в отношении информационных посредников, то есть лиц, оказывающих услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не знало о незаконности распространения информации.

Глава 6. Заключительные и переходные положения

Статья 29. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Кыргызской Республики

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Кыргызской Республики "Об информатизации" от 8 октября 1999 года № 107 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2000 г., № 2, ст.98);

2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об информатизации" от 24 января 2002 года № 10 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2002 г., № 2, ст.38);

3) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об информатизации" от 24 июня 2003 года № 116 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 10, ст.426);

4) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об информатизации" от 7 июля 2011 года № 79 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., № 7, ст.982);

5) статью 7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 10 октября 2012 года № 170 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 9, ст.2862);

6) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об информатизации" от 22 июля 2016 года № 130 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.848).

Статья 30. Формирование Совета, Комиссии

Предусмотренные настоящим Законом Совет и Комиссия должны быть сформированы и начать работу не позднее чем через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Закона.

Статья 31. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен особый порядок их вступления в силу.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 25 июля 2017 года № 84-85 (2809-2810)

2. Части 3-7 статьи 16 настоящего Закона вступают в силу со дня вступления в силу Закона Кыргызской Республики "Об электронной подписи".

3. Пункты 3-6 части 2 статьи 21, а также положения статей 25 и 26 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2018 года.

4. Пункт 10 статьи 2 настоящего Закона действует до 1 января 2021 года.

 

          Президент

Кыргызской Республики

 

А.Ш. Атамбаев