Информация по итогам социально-экономического развития Кыргызской Республики за январь-сентябрь 2017 года в области связи и информационных технологий.

 

 

 

В области связи.

        В целях развития конкурентной среды в отрасли связи в Кыргызской Республике (далее – КР), Государственным агентством связи при ГКИТС (далее – ГАС) за отчетный период выдано:

Наименования показателя

январь-сентябрь

2017г.

III квартал 2017г.

Лицензий

132

51

Сертификатов соответствия

606*

237*

Допусков на ввоз РЭС и ВЧУ

2 184

723

Частотных присвоений:

- регистрация

- перерегистрация

6 389

2 135

1 613

21

*в том числе 1 сертификат соответствия Таможенного союза

Конкурентный рынок создан во всех сегментах отрасли связи. В связи со значительным развитием телекоммуникационного рынка и появлением большого разнообразия услуг связи, ряд операторов имеют несколько лицензий на их предоставление:

Наименование показателя

на 30.09.2017г.

Общее количество действующих операторов

397

Общее количество действующих лицензий, шт.

748

Объем привлеченных средств операторами связи на приобретение радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ) за отчетный период представлен в следующей таблице:

Наименование показателя

январь-сентябрь 2017г.

III квартал 2017г.

млн. долларов США

млн. сом

млн. долларов США

млн. долларов

Объем привлеченных средств на приобретение РЭС и ВЧУ

93,4

6 418,3

51,3

3 533,2

 

Абонентская база операторов связи

 

Наименование показателя

сентябрь 2017г.*

Сотовая связь (активных)

7 189 667

Передача данных

4 916 191

Фиксированная связь

374 704

                  * отражены отчетные данные по отчетам за II квартал 2017г.

 

Объем услуг операторов связи от лицензируемых видов деятельности

 

Наименование показателя

январь-сентябрь 2016г.

январь-сентябрь

2017г. (прогноз)

Объем услуг операторов связи по лицензируемой деятельности, млн. сом

19 538

18 609,4

 

Среднесрочный прогноз объема услуг от лицензируемых видов деятельности в отрасли связи на 2016-2019гг.

млн.сом

2016г. (прогн.)

2017г. (прогн.)

2018г. (прогн.)

2019г. (прогн.)

26 493,3

25 009,7

24 009,3

23 072,9

 

-5,6%

-4,0%

-3,9%

 

Снижение прогнозных данных объемов услуг отрасли связи связано с тем, что по отчетным данным за 2016 год, наблюдается спад общего объема услуг операторов связи, обусловленный тенденцией замещения одних услуг другими. К примеру, пользование традиционным голосовым трафиком постепенно замещается трафиком по передаче данных, обусловленное в первую очередь, многообразием и выгодностью пользования интернет-услугами, что также отражается на уровне доходов операторов связи.

Телефонизация населенных пунктов.

С января по сентябрь 2017 года операторами телефонизированы 17 населенных пунктов (далее - НП) КР, из них:

- 1 НП в Чуйской области;

- 3 НП в Иссык-Кульской области;

- 4 НП в Нарынской области;

- 2 НП в Джалал-Абадской области;

- 6 НП в Ошской области;

- 1 НП в Баткенской области.

Внедрение услуг связи 4G.

Разработан и в мае 2017 года утвержден План-график развития сетей 4G операторов связи на 2017 год. В настоящее время операторами установлены 401 базовая станция (далее – БС) 4G:

- 26 БС в г.Бишкек;

- 7 БС в г.Ош;

- 121 БС в Чуйской области;

- 20 БС в Таласской области;

- 46 БС в Иссык-Кульской области;

- 12 БС в Нарынской области;

- 52 БС в Джалал-Абадской области;

- 90 БС в Ошской области;

- 27 БС в Баткенской области.

Переход на цифровое телерадиовещание (далее - ЦТВ).

Постановлением Правительства КР «О переходе на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике» от 2 ноября 2011 г. № 692, были утверждены Программа перехода на ЦТВ и соответствующий План мероприятий по реализации Программы ЦТВ.

В сентябре 2017 года в Международном справочном регистре частот                            Международного союза электросвязи (далее – МСРЧ МСЭ) за КР закреплено 3 частотных присвоения на право эксплуатации цифровых телевизионных передатчиков. Итого, с начала 2017 года в МСРЧ МСЭ зарегистрировано 26 частотных присвоений для ЦТВ.

Для прочих служб с начала 2017 года на регистрацию в МСРЧ МСЭ направлено 3250 частотных присвоений.

Начиная с ноября 2014 года до конца 2016 года внедрение ЦТВ (социальный пакет-1-й мультиплекс) в КР проходило поэтапно. В соответствии с постановлением Правительства КР от 10 мая 2017 года № 265 - 15 мая 2017 года было произведено отключение аналогового телерадиовещания на территории КР (95% населения КР), за исключением населенных пунктов, не охваченных ЦТВ (5% населения КР - 326 населенных пунктов, примерно 315 тысяч человек) в связи с географическими особенностями характеристики рельефа местности, которые планируется подключить поэтапно до конца 2017 года.

В целях поэтапного подключения (5% населения КР), решением Государственной комиссии по переходу на ЦТВ в КР планируется установить 211 единиц цифровых автоматических телевизионных ретрансляторов (далее – ЦАТР), что позволит обеспечить охват ЦТВ 227 населенных пунктов. Оставшиеся 99 населенных пунктов, где количество домохозяйств не превышает 100 единиц, планируется обеспечить с помощью спутниковых приемных устройств.

В соответствии с утвержденным поэтапным планом установки 211 единиц ЦАТР:

- по 1-му этапу, в настоящее время установлены и введены в эксплуатацию все 65 ЦАТР: в Чуйской области – 9, Иссык-Кульской – 9, Нарынской - 9, Ошской – 18, Джалал-Абадской – 10, Баткенской – 10;

- по 2-му этапу, 75 ЦАТР получены и отправлены по пунктам установки, проводятся монтажные работы. В настоящее время установлены и введены в эксплуатацию 67 ЦАТР: в Чуйской области – 3, Таласской – 1, Иссык-Кульской – 4, Нарынской – 9, Ошской – 24, Джалал-Абадской – 24, Баткенской – 2;

- по 3-му этапу, получены все 71 ЦАТР, из них, 15 ЦАТР отправлены по пунктам установки, 56 ЦАТР прошли сертификацию в ГАС, и готовятся к отправке по пунктам установки. Из 15 ЦАТР, в настоящее время установлены 7 в Ошской области.

Также, с января по сентябрь 2017 года в Международном справочном регистре частот Международного союза электросвязи за КР закреплено 26 частотных присвоений на право эксплуатации цифровых телевизионных передатчиков на территории КР.

Строительство волоконно-оптической магистральной сети связи.

Построенные и введенные в эксплуатацию магистральные волоконно-оптические линии связи (далее - магистральные ВОЛС) позволяют сегодня говорить, что интеграция национальной сети связи в общемировое информационное пространство успешно реализована и развивается.

Реализация строительства магистральных ВОЛС и установка современного оборудования позволит соединить все регионы страны широкополосной телекоммуникационной транспортной сетью, что предоставит возможность обеспечения надежности, точности и своевременности доставки информации, а также увеличения объемов и скорости передачи данных.

Общая протяженность построенных и принятых в эксплуатацию магистральных ВОЛС на конец II квартала 2017 года составила 17 507,045 км, из них магистральных линий связи – 8 264,974 км в том числе:

· по Чуйской области – 2179,777 км;

· по Таласской области – 509,851 км;

· по Ошской области – 1584,783 км;

· по Джалал-Абадской области – 1447,599 км;

· по Баткенской области – 442,611 км;

· по Иссык-Кульской области – 1324,453 км;

· по Нарынской - 775,9 км.

В области информационных технологий.

Внедрение системы «электронного правительства».

В целях внедрения электронного управления («электронное правительство») в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления КР:

1) Издано распоряжение Правительства КР «О внедрении в пилотном (экспериментальном) режиме Системы электронного межведомственного взаимодействия «Түндүк» для пилотирования электронных услуг и обмена данными в электронном формате между информационными системами» от 14 октября 2016 года № 436-р (далее – СЭМВ «Түндүк»). Итогом реализации данного пилотного проекта является совместное с государственными органами, разработанное решение по обеспечению электронного межведомственного взаимодействия и запуск пилотных электронных государственных услуг.

В настоящее время к СЭМВ «Түндүк» физически подключены следующие 12 государственных органов КР:

- Министерство юстиции КР;          

- Министерство внутренних дел КР;

- Министерство здравоохранения КР;

- Министерство образования и науки КР;

- Министерство труда и социального развития КР;

- Социальный фонд КР;

- Государственная налоговая служба при Правительстве КР;

- Государственная таможенная служба при Правительстве КР;

- Государственная регистрационная служба при Правительстве КР;

- Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве КР;

- Центральное казначейство Министерства финансов КР;

- ГП «Центр единого окна в сфере внешней торговли» при Министерстве экономики КР.

С нижеследующими государственными органами подписаны соглашения, готовятся процедуры по физическому подключению и проложены каналы связи, но отсутствует коммутационное оборудование:

         1. Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве КР;

         2. Министерство транспорта и дорог КР;

         3. Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования КР;

         4. Министерство культуры, информации и туризма;

         5. Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР;

         6. Государственная агентство антимонопольного регулирования при Правительстве КР;

         7. Военная прокуратура КР;

         8. Государственная служба финансовой разведки при Правительстве КР;

          9. Государственная служба миграции при Правительстве КР;

         10. Министерство чрезвычайных ситуаций КР;

С нижеследующими государственными органами также подписаны соглашения, однако, каналы связи не проложены, и отсутствует коммутационное оборудование:

         1. Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники при Министерстве здравоохранения КР;

         2. Государственная комиссия по делам религий КР;

         3. Национальная комиссия по государственному языку при Президенте КР;

         4. Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве КР;

         5. Верховный суд КР;

         6. Управление делами Президента КР и Правительства КР;

         7. Высшая аттестационная комиссия КР;

         8. Национальный статический комитет КР;

         9. Государственный комитет по делам обороны КР;

         10. Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР;

         11. Управление делами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

         12. Мэрия города Бишкек.

         Участникам пилотирования настроено подключение к волоконно-оптическим линиям связи, установлено серверное оборудование (серверные стойки, стоечный сервер, ИБП), серверное программное обеспечение Linux Ubuntu, специализированное программное обеспечение виртуальных машин (адаптер, шлюз безопасности), настроен коммутатор.

         Также, государственными органами, являющимися производителями сервисов, разрабатывается прикладное программное обеспечение для осуществления конвертирования данных в/из формата обмена данными СЭМВ «Түндүк», и проводится процесс тестирования конвертирования данных с государственными органами, являющимися потребителями государственных услуг.

         В процессе внедрения СЭМВ «Түндүк» выявлена нехватка опытных программистов для написания программ на языке Java и ASP.NET. Для решения этой проблемы привлечены специалисты ГУ «Инфосистема» и ГП «Инфоком».

         Помимо министерств и ведомств, подключенных к СЭМВ «Түндүк», имеется возможность расширить инфраструктуру системы межведомственного взаимодействия на другие органы.

Однако, для присоединения к СЭМВ «Түндүк» у некоторых государственных органов наблюдается отсутствие центрального серверного оборудования и автоматизированной системы управления. ГКИТС вносятся рекомендации к аппаратно-программному комплексу государственных органов, намеревающихся подключится к СЭМВ «Түндүк».

         Также отмечаем, что в государственных органах построена защищенная сеть VPN в обмене данными, что в свою очередь замедляет дальнейшее скорейшее внедрение СЭМВ «Түндүк», так как не все подключенные/неподключенные к СЭМВ «Түндүк» государственные органы мотивированы заново налаживать связь с другими государственными органами. ГКИТС проводятся разъяснительные работы о безвозмездном присоединении и использовании канала СЭМВ «Түндүк».

         2) Реализован проект «Строительство волоконно-оптической линии связи для построения единой системы инфраструктуры государственных органов КР». В 2015 году был заключен договор с ОАО «Кыргызтелеком» по прокладке ВОЛС, протяженностью 60 км для объединения в один единый защищенный волоконно-оптический канал 68 государственных органов КР (министерства, ведомства и т.д.). В 2016 году были завершены работы по прокладке ВОЛС в 68 государственных органах и ведомствах, и проложено ВОЛС, протяженностью более 60 км.

В настоящее время в 34 государственных органах имеются оконечные серверные оборудования.

 

 

Основные задачи ГКИТС до конца 2017 года:

         - разработать и внедрить государственный портал электронных государственных услуг;

- провести процедуры международной координации (согласования) с приграничными государствами и регистрации в Международном справочном регистре частот Международного союза электросвязи не менее 4 частотных присвоений на право эксплуатации цифровых телевизионных передатчиков на территории КР;

- телефонизировать 8 населенных пунктов КР;

         - установить 72 ЦАТР в целях охвата отдаленных населенных пунктов КР цифровым телерадиовещанием (из 211 ЦАТР в настоящее время установлены 139 ЦАТР);

- подготовить проект постановления Правительства КР по утверждению размера платы за единицу государственного ресурса нумерации, выделенного операторам связи;

- обеспечить работу национального интеграционного шлюза для взаимодействия с Интегрированной информационной системой Евразийского экономического союза;

- подготовить Меморандум о взаимопонимании между ГКИТС и Министерством связи и высоких технологий Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области связи и информационных технологий;

- завершить ввод инвентаризации государственного имущества в Межведомственную автоматизированную информационную систему «Единый реестр государственного имущества КР»;